Собственная глупость

Автор
Опубликовано: 1973 дня назад (25 февраля 2012)
0
Голосов: 0
одно из базовых положений буддизма гласит, что все несчастья человеческие имеют в конечном счете три первопричины: алчность, злобу, и невежество (глупость).

Понимаешь проблему - легче с ней справиться.
Если рассматривать эти три, то:

Алчность более-менее легко понять - это неумеренное желание обрести и удержать что бы то ни было - начиная с животных потребностей и кончая желанием просветления.

Гнев или злость тоже более-менее понятны, хотя как и в случае с жадностью, выяснение нюансов займет массу усилий и времени.

Самое же туманное здесь для меня - глупость (невежество).
Что имеется в виду? как вы это понимаете?
Комментарии (32)
Сергей # 26 февраля 2012 в 23:14 0
Тонкость ещё в том, что понятия "глупость" и "невежество" возможно воспринимать вообще в различных ключах.

"Глупость" - как обозначение возможности понимать информацию.

"Невежество" (могу наврать, конечно, но попробую) трактуется как ошибочное восприятие окружающих объектов существующими сами-по-себе, как обладающих самобытиём. В это же понятие входит и ошибочное разделение на "я" и "другие"; я - отдельно и независимо, и другие - отдельно и независимо.
Гейдар # 28 февраля 2012 в 03:59 0
Первопричина всех несчастий, это рождение... ;)))
Сергей # 28 февраля 2012 в 09:09 0
А что является причиной рождения? :)
Надежда # 28 февраля 2012 в 20:39 0
... то, что родители в свое время покувыркались в кровати. ))
Сергей # 2 марта 2012 в 00:26 0
Значит, у причины всех несчастий есть причина :)
Юлий # 4 марта 2012 в 01:28 0
и довольно приятная... но вопрос не об этом.
Страница # 4 марта 2012 в 18:26 0
Если человек осознаёт свою глупость, а потом снова глупит, а потом снова это осознаёт и т. д - это и есть глупость. А если он не осознаёт свою глупость, то глупит он или нет-всё равноценно!Для каждого -глупость своя. А первопричиной несчастья она является потому, что мы страдаем, когда повторяем свои ошибки.....)
Юлий # 5 марта 2012 в 00:54 0
О, привет, Наталья! ))

интересная трактовка, хотя и отличающаяся от классической. а вот человек, который вроде как не совершает ошибок - он же тоже страдает? от болезней, от старости...
Страница # 5 марта 2012 в 07:21 0

Но в конечном то счёте- всего три первопричины, вы сами их написали-алчность, злоба, и невежество!!!

Нее, и всё ж я не буддист!
Юлий # 5 марта 2012 в 08:12 0
да вот написать-то написал, но не могу сказать, что до конца понял..
Страница # 5 марта 2012 в 21:29 0
Да, эт понять сложно)
Лариса # 6 марта 2012 в 04:07 0
собственная глупость - не знаю как объяснить. но мне кажется. это просто отрицательный результат какого -то действия самого человека по отношению к себе.и насчет несчастья -для кого это несчастье? может, для самого человека, который получил отриц, нежеланный результат -это несчастье, а другой человек воспользовался этим и счастлив. ничто не существует само по себе, особенно производные мыслительных процессов человека, эмоции. однозначно здесь никак нельзя сказать. да и потом вспомните пословицу: не было бы счастья, да несчастье помогло. если гипотетически рассуждать. что не было бы трех первопричин несчастий: алчности, злобы, невежества - все были бы счастливы, думаю, что люди и не знали бы что такое счастье.
Лариса # 7 марта 2012 в 01:05 0
глупость и невежество-все-таки довольно разные по своей сути поняти. и действия, совершаемые человеком по собств.глупости или по своему невежеству- тоже имеют различную оценкук. если о собственной глупости- больше рассуждает сам человек, то о невежестве человека - говорят люди со стороны.
только вот что мне интересно: сколько ни рассуждаешь об этом, сколько ни стараешься все просчитать, сколько на ум не придет чужих ошибок, как это не надо делать и ка этого избежать, авсе равно эти же ошибки делаешь сам, пока сам не поймешь, что это ошибка и не исключено, что все равно это повторишь)))
Надежда # 8 марта 2012 в 01:53 0
Короче, если ты дурак - то это надолго. :))
Страница # 8 марта 2012 в 18:15 0
Я вот полностью согласна с Ларисой Пак,что- то похожее пыталась выразить, но не столь доходчиво получилось))
Лариса # 10 марта 2012 в 16:55 0
нет, дурак -это что-то другое, не знаю, правда, что))), бывает и умный-умный- а такой дура-а-к!
а собственная глупость- это просчет в чем-то, упущение чего-то, тем более, только умные люди понимают и говорят про собственную глупость, а дурак и глупый( в смысле физиологически) даже и не понимают глупость своих поступков
Юлий # 10 марта 2012 в 19:34 0
ага. "кто сказал,что у меня проблемы с мозгом? у МЕНЯ их нет!"

глупость, невежество - это лишь попытки перевода. Наверняка слово в оригинале -это не совсем то и не совсем другое. А вот что конкретно имелось в виду - в том-то и вопрос...

что же до "отрицательных результатов", то это отдельный вопрос. Тут Лариса правильно подметила..
Наталья # 11 марта 2012 в 16:33 0
Глупость- когда, человек знает, что не прав , а продолжает это делать(т.е.он знает какой будет результат после своего действия). А невежество-когда селовек не знает каковы последствия его действий(но незнание не особождает от ответственности)-.....
Лариса # 11 марта 2012 в 16:36 0
вот НАталья Ларина дала верное определение собственной глупости. Действительно, собственная глупость -это когда человек знает и понимает, что неправ или что нельзя так делать, но все равно делает. например, человек знает, что нельзя пьяным садиться за руль, но все равно садится и едет, а потом когда попадет в аварию -вот это уже и будет отриц результат из-за (или по) собственной глупости)).
Лариса # 11 марта 2012 в 16:55 0
вообще-то тогда и не обязательно получить отрицательный результат , если продолжать делать то, что нельзя. тот же пьяный человек, если доехал без происшествий, то что тогда? -это уже не называется собственной глупостью?
что-то чем дальше в лес-тем больше дров))
Lisova # 12 марта 2012 в 00:03 0
Нельзя ли назвать "глупость" творческим поиском???
Юлий # 12 марта 2012 в 16:56 0
нет, Юлия, это вряд ли. Мне кажется, Наталья хорошо сформулировала.

А отрицательный результат, Лариса, необязательно следует немедленно. Вот неотвратимо - пожалуй. Но необязательно - отрицательный ))
И еще - необязательно такой, какой мы ожидаем.

Но чем дальше в лес, тем толще партизаны - это точно. Вот шел человек к метро, растянул ногу, опоздал на самолет... злится.. а самолет возьми да разбейся.. а человет тот радуется, но через некоторое время его паралич разбивает и он тридцать лет, как Илья муромец, к постели прикован и жалеет, что не разбился нафиг... а потом он, как тот Муромец, вдруг встает и становится народным героем, пришибив гаишника Соловьева со свистком, который всех неправедно штрафовал и его президент Владимир ясно солнышко о правую руку сажает... а дальше все эти последствия как круги по воде - и не разобрать, где ваще плюс, а где минус - да и как разберешь, когда все функции нелинейны? тут уж надо как минимум другую тему открывать - о карме..
Lisova # 13 марта 2012 в 00:09 0
...да Юлий, читала вас, и думала о законе причины и следствия:)
Lisova # 13 марта 2012 в 15:37 0
Думаю глупость можно назвать как угодно, качественно чем-то другим она не станет;)
а творческий поиск глупостью можно назвать? Нередко фанатичные поиски становятся глупостью, нередко не приносят никаких результатов...хотя...действительно, зачем в одно и тоже болото, если уже понятно что воняет...;)))
Юлий # 13 марта 2012 в 16:31 0
глупость = творческий поиск? в известном смысле. С точки зрения обывателя. В слово обыватель я не вкладываю ничего особо обидного - мы все ими бываем. Это когда просто ничего не хочется. Или хочется исключительно обыденного.
А вот купил человек белую машину и раскрасил в желтые цветочки на синем фоне. творческий поиск. народ улыбается. и многие не без основания назовут глупостью - такую машину уже не продать..
Lisova # 13 марта 2012 в 20:42 0
Прэлэстно...значит я или глупа или оч творская;)))))))))))
Купила белые кеды в в разноцветный резиновый цветочек...мало кто понял, но спорить не стали: кто рискнёт со скорпионом-то?;)
А бэлае люблю: бэлые джинсы, белый фуфайка, белые кэды - пэсня:)))
В общем денег для души мне не жалко.
Заходила в маршрутку и вспоминала : "...топчи меня как слон говно, мне всё равно, мне всё равно...:)))))))))))) умора. АукцЫон форева;)
Юлий # 14 марта 2012 в 00:50 0
вот. первый шаг сделан. Холст есть.
Теперь осталось купить масляных красок и душевно разрисовать в тон кедам и джинсы, да и фуфайку тож... ))

а на спине нарисовать скорпиона - чтобы вопросов не возникало )
Татьяна # 14 марта 2012 в 08:40 0
Глупым хоть раз бывает каждый, глупым всегда не бывает никто :)
Андрей # 14 марта 2012 в 16:18 0
Понятие невежести, рассматриваемое в изначальном примере скорее уж тогда явлеется нежеланием подумать над ошибками. Ибо наиболее невежд тот, кто с несогласен со невежественностью. А по большей то части сложно судить определениями высказывания, которыми описываются буддистская, к примеру, психология и т.д. Ибо при переходе к определению мы получаем переход к модели, которая в своб очередь имеет погрешность. Далее на тему невежественности. После n-го забивания головы всем подряд частенько замечаю, что "перехожу на новый уровень полного непонимания происходящего вокруг". Нямс... далее уже мысль разбредается, так что допишу мнение потом...
Ольга # 14 марта 2012 в 20:07 0
Юлий, мне бы тоже хотелось сказать о глупости (одной из трех гун). Представим себе озеро (наше сознание). Вода в нем мутная, поэтому то, что в озеро попадает, нельзя разглядеть правильно. У меня тамас ассоциируется именно с мутной водой. То есть, ты не можешь правильно оценивать вещи, происходящие с тобой и в мире. Правильно, в том смысле, что всегда есть твое личное отношение, которое искажает объект наблюдения.
Ольга # 16 марта 2012 в 07:19 0
Можно маленький пример, как я это понимаю.
Человек стал свидетелем автоаварии на безлюдной дороге.
1) Его отец умер в автоаварии, поэтому он просто бежит оттуда без оглядки, весь в страхе.
2) Он просто стоит и смотрит, потому что чувствует растерянность и агонию разума, который никак не может ни на что решиться.

И прочее. Если бы озеро его сознания было чистым, он позвонил бы в скорую помощь, а потом, в зависимости своих личных наклонностей, убежал бы, или стал спасать людей или что-нибудь еще.
Вот, наверное, один из аспектов невежества... как я его понимаю.
Всегда С # 16 марта 2012 в 09:05 0
необходимо прожить это.............получить опыт..........тогда все станет на свои места
Для саморазвития