Как заключается брак в исламе: подготовка к свадьбе и традиции

Главная / Семейное право / Гражданский брак / Религия

Назад

Опубликовано: 16.02.2018

Время на чтение: 6 мин

0

536

Заключения брака по мусульманским традициям имеет ряд особенностей, начиная с порядка его заключения, заканчивая правовым статусом. Знать эти детали особенно важно тем, кто собирается жениться или выйти замуж в соответствии с религиозными традициями.

  • Традиции брака
  • Временный брак
  • Об условиях заключения брака
  • Отличие брака в исламе от официального
  • Отношение государства к религиозному браку Риски для женщин
  • Подведем итоги
  • Брачные традиции и обычаи в исламском мире

    Союз мужчины и женщины в исламе так же естественен и необходим как воздух и вода. Для полноценного бытия и продления человечества.

    Всевышний создал для мужчины женщину и призвал их жить в мире и взаимопомощи крепкой семьей. Вот и в наши времена брак — важное и обязательное дело. Готовятся к нему еще с рождения ребенка.

    Существует ряд брачных традиций и обычаев:

    1. для девочки обязательно подготавливают приданное. Предметы домашнего быта. Например, 40 подушек и одеял, вышитых невестой собственноручно;
    2. за дочь родители просят у жениха калым. Сумма выкупа определяется родителями. Но если невеста не оправдает ожидания жениха, он при разводе может потребовать вернуть часть калыма;
    3. процесс бракосочетания называется — никях. Проводят его имам, попечители невесты, трое свидетелей и сами вступающие в брак. Невеста трижды отвечает, согласна ли она на замужество и требует махр. Это подарок жениха невесте, который в случае развода остается с ней;
    4. после совершения никяха молодой муж забирает жену в свой дом.

    В исламской религии существует два основных течения — сунниты и шииты. Все началось очень давно, после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Начался спор, кому же дальше будет принадлежать духовная и политическая власть в Халифате.


    Одни выступали за передачу власти по родственной линии (шииты), а другие выступали за выбор халифов и следование суннам (сунниты).

    Подавляющее большинство было за второй вариант, пока в религию не вмешалась политика – в середине прошлого века внутренних конфликтов не было. Представители разных течений столетиями жили мирно и женились между собой.

    Единственное отличие относительно института брака — это существование у шиитов временного брака.

    Девушкам часто советуют в виде махара просить что-то ценное, чтоб в случае развода они были материально обеспеченные.

    Церемония мусульманского бракосочетания

    Никах – это бракосочетание между правоверными мужчиной и женщиной. История церемонии свидетельствует, что будущий муж, беря в жены девушку, должен был объявить об этом на главной площади города.

    Как свидетельствует описание ранних браков в мусульманских странах, несмотря на древнюю историю, никах не имеет юридической силы. Однако это очень торжественная и красивая церемония, состоящая из нескольких этапов:

    • Сговора.
    • Сватовства (хитбы).
    • Передачи невесты в дом жениха (зифаф).
    • Собственно свадьбы (урса, валимы).
    • Фактического вступления в супружеские отношения (первой брачной ночи, никаха).

    Чтобы бракосочетание было признанным обществом, (что является весьма важным для правоверных), необходимо соблюсти некоторые условия:

    • Супруг – совершеннолетний мусульманин.
    • Жених и невеста должны быть согласны вступить в брак.
    • Женитьба между кровными родственниками запрещена.
    • Девушку на церемонии должен сопровождать хотя бы один родственник-мужчина.
    • За невесту со стороны жениха платится калым (махр).
    • Мужчины могут жениться на мусульманках, а также христианках и иудейках. В случае межнационального брака родившиеся дети воспитываются согласно Корану.

    Необходимо ли согласие родителей?


    Для девушки согласие родителей обязательно – отца или мужчины по линии отца, который должен выдать ее замуж.

    Если к девушке сватается молодой человек порядочный и религиозный, опекун спрашивает у невесты, согласна ли она на брак, и если она отвечает утвердительно, обязан разрешить союз.

    Бывает, без особых причин опекун сам не соглашается выдавать девушку замуж, если такое повторяется трижды, автоматически его место занимает другой мужчина по линии отца.

    Если девушка не согласна на брак, насильно принудить ее не могут. Это — грех. Такая семья сразу обречена на страдание и муки, а это противоречит религии ислама.

    Мужчина не нуждается в одобрении и согласии своих родителей на брак. Он рождается свободным и сам решает свое будущее. Главное, чтоб муж был способен обеспечить своей жене и детям достойный быт и достаток.

    Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию

    — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
    +7
    — Москва и обл.
    +7
    — Санкт-Петербург и обл.
    8
    — Другие регионы РФ
    Вам не нужно будет тратить свое время и нервы
    — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

    Первая брачная ночь

    Так же, как организация и проведение свадебных ритуалов, первая брачная ночь тоже имеет свои традиции и обычаи:

    1. прежде чем насладиться близостью друг друга молодожены должны прочитать две молитвы, в которых просят Аллаха подарить им счастливую и долгую семейную жизнь;
    2. далее, открывая лицо жены, новоиспеченный муж кладет свою ладонь ей на лоб и просит Всевышнего уберечь супругу и их потомство от зла, и чтобы жена была покорной и богобоязненной;
    3. до начала первой брачной ночи в дом молодоженов должны привезти некоторые вещи невесты и ее приданое;
    4. если муж и жена ранее не были знакомы, то интимная близость в первую ночь не обязательна. Сначала они должны ближе познакомиться и привыкнуть друг к другу;
    5. молодой муж должен быть внимателен и неспешен по отношению к чувствам жены. А молодая, в свою очередь, не должна быть холодной;
    6. если женщина выходит замуж в первый раз — она должна быть девственницей. Интересно, что если муж усомнился в порядочности новоиспеченной жены, но не имеет веских доказательств, предъявлять ей претензии или унижать ее запрещается и считается грехом.

    В исламе подготовка к интиму очень важна. Красивое одеяние, фрукты, предварительные ласки — обязательны. Строго запрещено совокупляться, уподобляясь птицам.

    Этапы бракосочетания[ | ]

    Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама. Бракосочетание состоит из нескольких этапов:

    • Первый этап — сговор, сватовство (хитба). Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, которые входят в брачный договор (сига).
    • Второй и третий этапы — передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13—15 лет). Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).
    • Четвёртый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого бракосочетание считается свершившимся[5].

    Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу[6].

    Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев[9]. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников. В настоящее время в большинстве исламских стран брак регистрируется брачным нотариусом (ма’зуном). Несмотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в некоторых странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения[9].

    Вдова или разведённая женщина может выйти замуж за другого мужчину после истечения срока идда[6].

    Смотрины[ | ]

    Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене. Мужчине разрешается посмотреть на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это своё разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на её лицо и кисти рук. По мнению имама Ахмада и аль-Аузаи, помимо лица и кистей рук, мужчине дозволяется увидеть её шею, руки и ступни[7].

    Согласие на брак[ | ]

    Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.

    Согласие на брак со стороны законного опекуна (вали) обязательно, если девушка раньше не была замужем и является девственницей, согласно хадисам: «Брак женщины, которая вышла замуж без разрешения её опекуна, недействителен

    »[10], а также: «
    Брак не должен происходить без опекуна
    »[10]. Либо, если женщина уже взрослая или разведена, тогда, согласно хадису, «
    Бывшая ранее замужем женщина должна иметь право решить сама за себя, тогда как у девственницы нужно спросить согласия на замужество, и знак её согласия — молчание
    »[11][12].

    Серьёзность намерений[ | ]

    Согласно четырём суннитским мазхабам, если мужчина или женщина произнесут формулу брака или развода в шутку, брак или развод, тем не менее, считаются действительными. Аналогичным образом они допускают заключение брака на языке жестов. Однако в соответствии с джафаритским фикхом во всех этих случаях брак или развод не имеет силы.

    Сговор[ | ]

    Формула брачного договора должна содержать в себе предложение (иджаб), сделанное невестой или её представителем (опекуном или попечителем), и соответствующим ответом жениха или его представителя (кабуль). Без произнесения данной формулы брак считается недействительным. Согласно маликитскому, ханбалитскому и джафаритскому мазхабам, она должна включать слова «завваджту»

    или
    «анкахту»
    («я вышла замуж»), произнесённые невестой, и фразу «кабильту» («согласен») со стороны жениха. Кроме того, данные мазхабы требуют, чтобы ответ на предложение был дан немедленно. В противном случае в данных правовых толках брак расценивается как недействительный. Впрочем, ханафиты разрешают использовать не только эти, но и любые слова и выражения, подразумевающие акт женитьбы, и не ставят условие, что ответ должен быть незамедлительным. Шафииты считают обязательным (ваджиб), чтобы слова, употребляемые в формуле, с грамматической точки зрения были производными от основ «заваджа» или «накаха».

    Согласно всем мазхабам, разрешается читать формулу на родном языке вступающих в брак, если нет возможности прочесть её на арабском. Однако исламские правовые школы расходятся в этом вопросе в случае, если есть возможность произнести формулу брачного договора на арабском. В таком случае шафииты и джафариты считают недействительным брачный договор, формула которого читалась на ином языке, в то время как ханафиты, маликиты и ханбалиты признают его законность.

    Брачный контракт[ | ]

    Согласно ханбалитскому мазхабу, если муж при заключении брака обязуется не заставлять жену покидать её город или страну, или не забирать её с собой в командировки, или не брать вторую (третью, четвёртую) жену, то и это условие, и брачный контракт имеют силу. В соответствии с ханафитским, шафиитским и маликитским фикхом такое условие силы не имеет, однако сам брак считают действительным.

    По ханафитскому мазхабу, если муж поставит условие, что жена будет иметь право на развод по собственной инициативе, такое условие не может быть принято. Однако если она сама оговорит само своё право на развод, тогда и данное условие, и сам брак имеют силу.

    По джафаритскому же мазхабу, если при заключении брака жена поставит условие, что её муж не должен брать ещё одну жену, или что он не может развестись с ней, или не может запрещать ей идти куда бы то ни было, или что в её ведении будут находиться вопросы развода, или что он не будет наследовать от неё и прочие условия, противоречащие нормам Шариата, эти условия не будут иметь силы, однако сам брак будет считаться законным. Однако она может поставить многие другие условия — например, что муж не будет заставлять её покидать родину, или что он должен предоставить ей особое жильё, или что он разрешает ей заниматься определённой дозволенной деятельностью (преподаванием и т. д.) и т. д. Если муж согласился, но не исполняет этих условий, жена имеет право подать на развод, однако если он отклонил эти условия при заключении брака, она не имеет права требовать развода. Тем не менее, если жена откажется покидать свою родину вместе с ним и т. п., она имеет полное право на материальное обеспечение со стороны мужа и иные гарантии, которыми женщина пользуется в постоянном браке.

    Свидетели[ | ]

    Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака. Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. Однако ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль

    ). Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

    В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахабб). Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с её стороны могут быть и не мусульмане[13]. Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.

    Махр[ | ]

    Основная статья: Махр

    Имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака называется махром. Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора (хитба) по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа (таляк) махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью её собственности. На обязательность махра указывает 4 аят суры ан-Ниса[14].

    В качестве махра могут выступать всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности. Это могут быть деньги, драгоценные камни или металлы, или любое другое ценное имущество. Если супруги не оговорили размер махра при заключении брачного договора, то в этом случае отдается установленный шариатом минимальный размер махра. Так, в ханафитском мазхабе минимальный махр равен стоимости 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота; в маликитском — три дирхема; в джафаритском мазхабе махром может служить, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость. Если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё. Выплата меньшей суммы запрещено, даже если она оговаривалась до заключения брака[15].

    Во всех суннитских правовых школ, за исключением маликитского, махр не является необходимым (фард) условием для заключения брака. Таким образом, если немаликит по каким-то исключительным причинам не сумел выплатить махр, то его брак не расторгается[15].

    Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путём разделения на части, либо при разводе. Махр может быть передан опекуну или доверенному жены, либо непосредственно жене. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условный развод (фасх), который продолжается впредь до его уплаты[16].

    Свадебные торжества[ | ]

    Во время проведения свадебного торжества (урс) новобрачные встречаются, после чего невеста переходит из дома отца в дом мужа. Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом. На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются некоторые невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей[17].

    В некоторых странах во время проведения мусульманских свадеб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков[17].

    Первая брачная ночь[ | ]

    См. также: Сексуальные предписания в исламе

    В первую брачную ночь для жениха желательно (мустахабб) угостить невесту сладостями (например, мёдом), дозволенными напитками (молоко) и пряностями[18][19].

    Перед вступлением в интимную связь, мужу желательно положить руку на лоб своей супруге, сказать басмалу и произнести следующую мольбу[20]: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».

    После этого супругам рекомендуется совершить совместную двухракаатную молитву (намаз) и прочитать следующую мольбу (дуа)[21]: «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».

    Если жена не была замужем до этого и является девственницей, то после заключения брака супруг должен провести с ней семь ночей. А если новоиспечённая жена была замужем до этого, то следует уделить ей три ночи[22]. Непосредственно перед сближением, как в первую, так и в последующие ночи, муж должен создать прелюдию к интимной близости с помощью слов, поцелуев и любовных игр и т. п.[19]. Во время полового акта жених должен быть чрезвычайно мягким и нежным к своей невесте[23].

    У некоторых народов, исповедующих ислам, принято после первой брачной ночи демонстрировать «доказательство» девственности супруги. Этот процесс является пережитком местных обычаев, не имеет ничего общего с исламским этикетом и более того, запрещается шариатом[19].

    Обязательства жены и мужа

    Брак в исламе строится на взаимном доверии, уважении и ответственности по отношению друг к другу. Для того чтобы помочь мусульманам построить и сохранить крепкий брак, в религии существует четкое разделения обязательств и прав между супругами.


    Так, глава семьи обязуется полностью обеспечивать необходимые потребности жены такие как:

    • хороший и комфортный дом;
    • одежда;
    • питание;
    • другие необходимые потребности женщины и детей;
    • хорошее отношение и помощь ее родителям;
    • уважение ее мнения.

    Муж полностью устраивает жизнь и обеспечивает потребности семьи, а жена со своей стороны следит за бытом, уютом внутри дома и за воспитанием детей.


    В обязанности жены входит:

    • следить за порядком в доме;
    • воспитывать детей;
    • создавать уют и комфорт в семье;
    • поддерживать и уважать мужа;
    • не покидать дом без дозволения мужа;
    • не впускать домой неприятных для главы семейства людей.

    Таким образом, обязанности по устройству семейного быта строго распределены между супругами.

    Новое в блогах

    Коран о браке

    Из Его знамений то, что Он создал для вас из вас самих супруг, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют! (30:21)

    В современном мире существуют несколько видов отношений между мужчиной и женщиной. В основном они сводятся к двум: брак с определенными обязательствами (официальный) и сожительство. Естественно, наилучшей их формой считается брак с определенными обязательствами. В Коране брак обозначается термином «никяхун»

    , корнем которого является слово
    «накаха»
    , означающее
    «вступать в брак»
    ,
    «совокупляться»
    и является одним из предписаний Бога.

    Выдавайте в брак (анкиху) безбрачных среди вас и праведных слуг и служанок ваших. Если они бедны, то обогатит их Бог Своей щедростью. Бог — Объемлющий, Знающий! (24:32)

    Для вступления в брак, в Писании Бога, предусмотрены определенные правила, такие как: 1) запрет на тайное свидание (наедине) до сватовства;

    Не будет для вас проступка в том, что вы посватаетесь к женщинам или скроете свои (намерения) в душе. Бог знает о том, что вы будете вспоминать о них, и не назначайте им свидание в тайне, если вы (ещё) не сказали одобренные вами слова (о сватовстве). Не решайтесь связываться брачными узами (,укдатан никаахи), пока не достигнет предписание о выжидании срока (траура по умершему мужу). Знайте же, что Бог знает о том, что в ваших душах. Опасайтесь Его и знайте, что Бог Прощающий, Милосердный. (2:235)

    2) полноправный договор (брачный);

    Как вы можете отобрать это, когда одни из вас достались другому, и они (женщины) взяли с вас полноправный договор (брачный)!? (4:21)

    3) калым, предусмотренный договором (аджр)

    ;

    А те из вас, кто не обладает достатком, чтобы жениться (янкиха) на охраняемых верующих, то пусть берет в жены из тех, которые находятся в вашей собственности, из верующих служанок. Поистине, Бог лучше знает веру одних из вас относительно других. Женитесь же (фанкиху) на них с разрешения их хозяев и давайте им их вознаграждение (уджурахум) с достоинством, целомудренным, не берущим приятелей, развратничая… (4:25)

    О пророк! Мы разрешили тебе в супруги тех, кому ты дал их вознаграждение (уджурахум) …( 33:50)

    …нет греха на вас, если вы женитесь (танкиху) на них, когда дадите им их вознаграждение (уджурахум)… (60:10)

    В Коране для верующих показаны люди, с которыми в брак вступать нельзя: Не вступайте в брак (танкиху) с женщинами делающих причастных (Богу), пока они не уверуют (в единого Бога). Ведь служанка верующая лучше (для брака), чем, делающая причастных (Богу), хотя бы она и нравилась вам. Не выдавайте замуж (тункиху) за делающего причастных (Богу), пока он не уверует (в единого Бога). Ведь слуга верующий лучше (для брака), чем, делающий причастных (Богу), хотя бы он и нравился вам. Делающие причастных (Богу) призывают к огню, а Бог призывает к Саду и прощению с Его позволения. Он разъясняет людям Свои знамения, может быть, они одумаются. (2:221)

    Прелюбодей женится (янкиху) только на прелюбодейке или делающей причастных (Богу), а прелюбодейка – выходит замуж (янкихуха) только за прелюбодея или делающего причастных (Богу). И запрещен (такой брак) для верующих. (24:3)

    Не женитесь (танкиху) на тех женщинах, на которых были женаты (накха) ваши отцы, если только это не произошло раньше. Поистине, это – мерзко, отвратительно и скверный путь! Запрещены вам (в брак): ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки по отцу и матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, которые вас вскормили, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли; а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас; и жены ваших кровных сыновей, и не женитесь на двух сестрах, если этого не случилось ранее. Поистине, Бог Прощающий, Милосердный! (Запретны в брак) замужние женщины, если только ими они не являются вашей собственностью, по предписанию Бога для вас … (4:22- 24)

    Камнем преткновения среди мусульман в понимании интимных отношений между мужчиной и женщиной является 24 аят 4-ой суры Корана.
    И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый. (перевод Э.Кулиева-4:24)
    Опираясь на этот аят, некоторые мусульмане сделали вывод, что возможно интимное отношение, в котором главной составляющей является оплата за удовольствие, получаемое от женщины. Однако это в корне не правильно, т.к. ни чем не отличается от проституции. В заблуждение вводит толкование слов «истамтаътум бихи»

    . Традиционно это словосочетание трактуют, как
    «наслаждаться ими, пользоваться ими»
    , т.е. женщинами. Такой смысл некоторыми мусульманами понимается как разрешение на интимное отношение с женщиной, без вступления с ней в полноправный брак, а после полученного наслаждения, просто ее вознаградить. Но такое понимание в корне не правильно. Смысл словосочетания
    «истамтаътум бихи»
    переводится как
    «использовать его»
    , грамматически применяется в отношении предмета мужского рода и в контексте аята относится к
    «имуществу»
    . Поэтому это выражение никак нельзя отнести к женщинам. В свете приведенного довода предлагается следующий перевод с4а24:

    (Запретны в брак) замужние женщины, если только ими они не являются вашей собственностью, по предписанию Бога для вас. Разрешены вам другие, чтобы вы стремились (жениться на них) своим имуществом, соблюдая целомудрие, не распутничая. А за то, что вы используете его (имущество), давайте им (женам) их установленное (в брачном договоре) вознаграждение. Не (будет) провинности для вас в том, о чем вы согласитесь между собой после установления. Поистине, Бог — Знающий, Мудрый! (4:24)

    То, что речь идет именно о полноправном браке раскрывается в контексте с 22 по 25 аяты: Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло раньше. Поистине, это – мерзко, отвратительно и скверный путь! Запрещены вам (в брак): ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки по отцу и матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, которые вас вскормили, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли, а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас, и жены ваших кровных сыновей, и не женитесь на двух сестрах, если этого не случилось ранее. Поистине, Бог Прощающий, Милосердный! (Запретны в брак) замужние женщины, если только ими они не являются вашей собственностью, по предписанию Бога для вас. Разрешены вам другие, чтобы вы стремились (жениться на них) своим имуществом, соблюдая целомудрие, не распутничая. А за то, что вы используете его (имущество), давайте им (женам) их установленное (в брачном договоре) вознаграждение. Не (будет) провинности для вас в том, о чем вы согласитесь между собой после установления. Поистине, Бог — знающий, мудрый! А кто из вас не обладает возможностью, чтобы жениться на благочестивых верующих женщинах, пусть возьмёт в жёны тех, которые являются его собственностью, из ваших верующих рабынь. Поистине, Бог лучше знает вашу веру. Ведь по вере вы равные. Женитесь же на них с разрешения их хозяев и давайте целомудренным, не развращенным и не берущим приятелей (женам-рабыням) одобренную ими плату… (4:25)

    Ещё один момент, который может сбить с толку, это предписание дать женщине вознаграждение — «уджур»

    . Но на это уже предоставлено разъяснение выше в 3-ем пункте о правилах вступления в брак, где вознаграждение является неотъемлемой процедурой для брака.

    В мусульманском мире существует разрешение иметь наложниц в неограниченном количестве. Этим правилом разрешается, не вступая в полноценный брак, иметь интимные отношения с женщиной-рабыней. Однако при внимательном рассмотрении этой темы по всему Корану, выясняется другая картина.

    А те из вас, кто не обладает достатком, чтобы жениться на охраняемых верующих, то пусть вступает в брак с теми из верующих служанок, которые находятся в вашей собственности. Поистине, Бог лучше знает веру одних из вас относительно других. Женитесь же на них с разрешения их хозяев и давайте им их вознаграждение с достоинством, целомудренным, не берущим приятелей, развратничая… (4:25)

    В аяте четко и ясно предписан именно брак с невольницей. Как мы видим, при вступлении с ней в брак сохраняется закон о вознаграждении. Еще одним доводом в пользу женитьбы на рабыне служит следующий аят: Не вступайте в брак (танкиху) с женщинами делающих причастных (Богу), пока они не уверуют (в единого Бога). Ведь служанка верующая лучше (для брака), чем, делающая причастных (Богу), хотя бы она и нравилась вам. Не выдавайте замуж (тункиху) за делающего причастных (Богу), пока он не уверует (в единого Бога). Ведь слуга верующий лучше (для брака), чем, делающий причастных (Богу), хотя бы он и нравился вам. Делающие причастных (Богу) призывают к огню, а Бог призывает к Саду и прощению с Его позволения. Он разъясняет людям Свои знамения, может быть, они одумаются. (2:221)

    Нигде в Коране нет и даже тени намека на «внебрачные»

    отношения с кем бы то ни было. Разница между свободной женщиной и рабыней состоит лишь в их общественном статусе. Имеющийся статус ни в коей мере не влияет на отношение к человеку, а тем более к интимному. Если бы в интимном отношении между хозяином и невольницей была свобода, то следующие аят были бы не логичен:

    О вы, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которые находятся в вашей собственности, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, когда вы снимаете одежду около полудня, и после молитвы вечерней — три наготы у вас. Нет ни на вас, ни на них греха после них: тогда ходите одни из вас к другим. Так разъясняет вам Бог знамения! Бог — знающий, мудрый! (24:58)

    Зачем стесняться человека, с которым разрешены свободные отношения? Подобное поведение не свойственно между супругами, а рабыня, судя по «сунне»

    , вполне может заменить ее. Мало того, Бог запрещает принуждать невольниц к половой близости:
    И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности брака, пока не обогатит их Бог Своей щедростью. Тем, которые хотят записи (о свободе), из тех, которые находятся в вашей собственности, давайте им предписание (о свободе), если знаете, что в них есть добро, и давайте им из достояния Бога то, что Он дал вам. Не принуждайте ваших служанок к распутству, стремясь к случайностям жизни ближней, если они хотят целомудрия. А кто их вынудит, то ведь (в таком случае) Бог и после принуждения к ним (служанкам) — Прощающий, Милосердный! (24:33)
    Помимо единоверок, мусульманам разрешается вступать в брак и с обладателями пред идущих Корану Писаний: Торы, Псалтыря и Евангелия.

    Сегодня разрешены вам блага; и пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам и ваша пища разрешается им. (Разрешены в брак) целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано Писание до вас, если вы им дали их вознаграждение, будучи целомудренными, не развратничая и не беря наложниц. А если кто отрекся от веры, то у него дело тщетно, и он в последней жизни в числе потерпевших убыток». (5:5)

    Однако этот аят поднимает следующие вопросы. На каких именно женщинах, обладателей Писания, можно жениться? Ведь не секрет, что многие представители христианства признают дву и триединство Бога, что категорически отвергается Богом в Коране и считается многобожием.

    Отрицают (знамения Бога) те, которые говорят: «Бог – это помазанник, сын Марии». А помазанник сказал: «О, дети Израиля! Служите Богу, Господу моему и Господу вашему. Воистину, кто
    приобщает к Богу причастных, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у мракобесов не будет помощников». (5:72)
    Ведь существует же запрет на брак с делающими причастных Богу, а это может показаться на первый взгляд противоречием Корана, что так же отрицается Богом. Ответ на это банален, к браку допускаются все обладатели Писания до Корана, не разделяющие на части ипостась Бога. Это сродни с потребляемой пищей. Кроме свинины, крови и мертвечины, остальные животные и растения дозволены в пищу. Однако, стоит лишь посвятить их помимо Бога еще кому-либо, они немедленно становятся запретными для потребления. Не все представители христианства принимают дву и триединство Бога. Так же как и практически все иудейки, немалое количество из христиан верят в одну лишь, неразделенную ипостась Бога. Такая ситуация подталкивает мусульман интересоваться доктринами обладателей Писания, что предполагает высокое образование для верующих. Возможно, живой интерес к представителям других авраамических религий сгладит острые углы и предубеждения во взглядах друг к другу.

    Полигамия

    Бурные дебаты поднимает тема полигамии. На государственном уровне обсуждается вопрос о легитимизации многоженства. Разрешением жениться на нескольких (не более четырех) женщинах для мусульман служит единственный аят:

    Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете справедливы к ним (женщинам), то довольствуйтесь одной (свободной) или вашей невольницей. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости. Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье. (4:3-4)

    Для того, что бы иметь полную картину, необходимо осмысливать этот аят с начала суры:

    О люди! Бойтесь (гнева) вашего Господа, Который сотворил вас из одной души, сотворил из него пару и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь (гнева) Бога, именем Которого вы просите друг друга, и родственных связей. Воистину, Бог наблюдает за вами. Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не поглощайте их имущества вместе со своим имуществом. Воистину, это является великим грехом. Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете справедливы к ним (женщинам), то довольствуйтесь одной (свободной) или вашей невольницей. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости. Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье. (4:1-4)

    Эти четыре аята в контексте повествуют о супругах и сиротах. Основной акцент поставлен на отношении к сиротам. В свете отношений с сиротами и сказано о разрешении на дополнительный брак количеством до четырех женщин. Хотелось бы подметить, что это разрешение зиждется на предотвращении несправедливости в отношении сирот

    . Ведь действительно, не все могут одинаково относиться к чужим детям как к своим. Для того, что бы приемные дети не чувствовали себя ущемленными и призваны в дополнение к одной жене еще другие женщины. Однако стоит проявиться несправедливости по отношению к женщинам, автоматически такой брак запрещается. Т.е. лейтмотивом всего выступает справедливость. Относительно первых 4-х аятов 4-ой суры существуют два мнения. Первое мнение гласит, что речь идет о детях-сиротах, из-за которых и дано разрешение на дополнительный брак. Второе мнение утверждает о том, что речь идет о женщинах-сиротах, которых можно брать в жены, в количестве до 4-х. Оба эти мнения не лишены основания. Первое мнение исходит на прямую из 4-х аятов 4-ой суры, а второе мнение подкрепляется следующим аятом:

    Они спрашивают твоего решения о женщинах. Ответь: «Бог дает вам решение о них, то, что читается вам в Писании, о сиротах из женщин, которым вы не даете того, что предписано им, желая жениться на них, и о слабых детях, и чтобы вы устраивали детям справедливость. Что бы вы ни сделали хорошего, ведь Бог знает об этом». (4:127)

    Интересен следующий факт. Бог сообщает людям, что они не смогут быть справедливыми с несколькими женами и призывает не оставлять их в подвешенном состоянии:

    Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не уклоняйтесь же всем уклонением, чтобы не оставить ее точно висящей. Но если вы исправите положение и будете осмотрительны, то ведь (в таком случае) Бог – Прощающий, Милосердный. (4:129)

    В этом аяте показан метод избегания несправедливости в отношении к жене. Если же этого не происходит, то справедливость не восстанавливается. Вывод делать должен каждый сам.

    Тема полигамии тесно связана с сиротами, будь то дети или женщины, и справедливостью, что наталкивает на мысль о пересмотрении устоявшегося традиционного взгляда на это явление.

    Развод

    К сожалению люди, не всегда могут ужиться друг с другом. Подобную ситуацию в Коране Всевышний описывает следующим образом:

    А если они решатся развестись, то ведь воистину, Бог Слышащий, Знающий. (2:227)

    Разведённые женщины должны выжидать сами три (менструальных) цикла. Не разрешено им скрывать то, что сотворил Бог в их утробах, если они веруют в Бога и последнюю жизнь. Их супруги в этом (случае) вправе вернуть их, если они захотят исправить (положение). У них (женщин) такие же (права), которые распространяются на них. Но мужья выше их степенью, ведь Бог Всемогущий, Мудрый. (2:228)

    Развод допускается дважды. После этого можно удержать жен с взаимного согласия или отпустить их с миром. Но не разрешено вам забирать, чтобы то ни было из того, что вы им дали. Кроме того случая, когда мужья боятся, что женщины не устоят в границах, предписанных Богом. Если же мужчины опасаются, что женщины не устоят в границах, установленных Богом, то не будет для женщин проступком, если они выкупят себя (возвратив брачный дар полностью). Таковы границы, установленные Богом. Так не преступайте же их. Те же, кто преступает эти границы — мракобесы. (2:229)

    Если же мужчина разводится с женщиной (в третий раз), то после этого брак между ними не дозволен, пока она не выйдет замуж за другого. А если тот разведётся с ней, то не будет для них проступком, если они вновь сойдутся (с первым мужем), полагая, что устоят в границах установленных Богом. Таковы границы, предписанные Богом. И разъясняет Он их для людей знающих. (2:231)

    Если же вы развелись со своими жёнами и они выждали предписанный срок после развода, то не препятствуйте им во вступлении в брак с прежними мужьями по обоюдному согласию. Это проповедь для тех из вас, кто верует в Бога и в последний День. Так будет лучше и чище для вас. Ведь Бог знает всё, а вы не знаете. (2:232)

    Нет на вас вины, если вы разведётесь с жёнами, ещё не коснувшись их, или назначив им (предписанную) долю. (При разводе) выделяйте женщинам их долю следующим образом, на состоятельном (человеке) лежит выплата по его возможности, а на бедном (человеке) лежит выплата по его возможности. Выделяйте же их долю, как это полагается делать благочестивым. (2:236)

    Если же вы развелись с ними до того, как прикоснулись к ним, но уже оговорили с ними брачный дар, то отдайте им половину назначенного. Если только (вас) не освободят (от выплаты брачного выкупа) или вас не освободит (от выплаты) тот, у кого в руках условия брачного договора (доверенное лицо невесты). Если же вы (сторона невесты) освободите жениха (от выплаты) – это ближе к осмотрительности. И не забывайте о благосклонности по отношению друг к другу. Поистине, Бог видит ваши деяния. (2:237)

    Если вы пожелали заменить одну жену другой и одной из них вы давали накопленный достаток, то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех? (4:20)

    О те, которые уверовали! Когда вы женитесь на верующих женщинах, а потом разводитесь с ними до того, как прикоснулись к ним, то женщинам нет необходимости выжидать предписанный срок. Отдавайте же им положенное, и отпускайте их с миром. (33:49)

    Временное замужество

    Так повелось, что шииты последовали за суждениями и деяниями пророка, в то время как сунниты строго следовали суннам.
    Со временем шиизм стал более лоялен во многих вопросах, в то время как суннизм — это чистый и праведный ислам. Одним из таких отступов — есть существование у шиитов временного брака.

    Сущность временного союза в том, что мужчина, имея влечение к женщине, может совершить с ней временный брак на 2 часа и удовлетворить свои потребности.

    Псевдо-супруги таким образом не совершают прелюбодеяния, и им не засчитывается грех. Мужчина живет себе дальше с чистой душой, в то время как девушка, лишившись своей непорочности, становится далеко не завидной невестой.

    В чистом исламе такой брак считается еще большим грехом, чем прелюбодеяние, ибо нечистые помыслами прикрывают свою похоть религией.

    В законах шариата четко указано, что любое заключение брака с ограничениями во времени (даже в мыслях супругов) считается не действительным и дальнейшие отношения такой семьи считаются грехом.

    Фиктивное замужество


    Бывают случаи, когда для получения гражданства в другой стране заключается фиктивный брак. Его еще называют — светским.
    Мужчина и женщина регистрируют брак в государственных учреждениях без обряда никяха. С одной стороны, такой брак в глазах религии не был совершен, а с другой стороны, само проведение фиктивного брака может совпасть с требованиями никяха, и союз будет заключен по религиозным нормам.

    Например, если регистрировать фиктивное замужество будет имам в присутствии трех свидетелей, и отдавать девушку будет мужчина по стороне отца. В исламе любой фиктивный брак или супружество с целью получения выгоды считается греховным и недействительным.

    Создание семьи — это большая ответственность. Аллах для этого и создал мужчине женщину, чтоб они жили рука об руку, производили на свет наследников, для продолжения человеческого рода и роста общины.

    Брак в Исламе и его социальные аспекты


    В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждется на традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания является одним из праведнейших и мудрейших обычаев.

    Брак (по-арабски «никях») рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, как средство успокоения души и сердца. Он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой. Это такой вид обязательства, в котором любящие и желающие друг друга мужчина и женщина, придерживаясь принципов взаимопонимания, искренности и терпимости, находят любовь и мир, сострадание и взаимность, комфорт и надежду, и в атмосфере любви и нежности воспитывают детей и строят счастливую семью. Все эти ценности и цели брака приобретают особую значимость и укрепляются, если они будут соответствовать нормам Ислама и будут восприняты супругами как религиозные установки, т.е. приняты как святое благословение.

    Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу (Хаву) с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Аллаха.

    В Коране имеются аяты, в которых содержится повеление Аллаха о необходимости создания человеком семьи. И неудивительно, что все упомянутые в Коране пророки, кроме ‘Исы (мир ему), были женаты. Что же касается пророка ‘Исы (мир ему), то он создаст семью и будет иметь детей после последнего его пришествия на землю, которое произойдет ближе к Концу Света.

    Пророк Яхья (мир ему), хотя и существуют мнения ученых, что он вовсе не вступал вбрак, в действительности же был женат. Он женился, чтобы обрести пользу и вознаграждение, которые получает женатый мусульманин от Творца, а также выполнить Сунну и предостеречь свои глаза от запретного.

    Бракосочетание является Сунной и качеством присущим пророкам. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) говорится: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня». В другом хадисе сказано: «Брак – моя Сунна. Кто полюбил это мое качество, пусть поступит согласно моей Сунне». Имеется множество хадисов, в которых однозначно рекомендуется вступать в брак, не только во избежание заблуждений, разврата, прелюбодеяния, так как брак решает и эти проблемы, но и с целью получения вознаграждения от Всевышнего.

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил, что все деяния человека прекращаются со смертью, кроме трех, среди которых был назван и праведный ребенок, взывающий к Аллаху за своих родителей. А благочестивый ребенек рождается и воспитывается в хорошей семье.

    Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) говорил: «От брака не отказываются, кроме как из-за несостоятельности или разврата». Здесь под несостоятельностью подразумевается отсутствие необходимых материальных средств или физического здоровья. ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) вступал в брак много раз и подчеркивал, что женится ради благочестивого ребенка.

    Двоюродный брат Пророка Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах!) отмечал, что сердце человека нигде не получает такого большого удовлетворения, наслаждения и успокоения, как в своей семье.

    Сподвижником Пророка Ибн Мас‘удом (да будет доволен им Аллах!) сказано: «Если бы мне осталось жить всего лишь десять дней, то я бы захотел пожениться, чтобы при встрече со Всевышним не оказаться холостым». А у Ма‘аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах!) от чумы умерли две жены. И его самого тоже постигла чума, но, несмотря на все это, он говорил: «Жените меня! Поистине, я не хочу встретиться с Аллахом, будучи холостым». Эти примеры указывают на то, что за бракосочетание человек получает великое вознаграждение. Они видели в создании семьи не погоню за мирскими благами, а повиновение Воле Творца и следование Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), в котором заключено большое достоинство и безграничное счастье.

    Выдающийся ученый и имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу!) отмечает, что достоинство и преимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющего на пути Аллаха над остающимся дома. И один рака‘ат намаза женатого дороже и высокочтимее семидесяти рака‘атов неженатого человека.

    Создание семьи через заключение брака, как соблюдение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), влечет за собой ряд важных социальных аспектов:

    1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. В результате рождения ребенка, родители приобретают:

    а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;

    б) любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), так как увеличивают его общину;

    в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду‘а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;

    г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. Чтобы удостоиться этого родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, ребенок потянет за собой в Рай и своих родителей» (Ибн Маджа).

    Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей в Рай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли в Рай, так как они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются о месте нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили и теперь им придется отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Рай без родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай.

    Рождение ребенка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества. Рождение детей является большим счастьем для супругов. Не зря сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати. Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будет проходить на должном уровне и дети будут совершать зло, то родители получат такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, так как это тоже является причиной счастья родителей как на этом, так и на том свете.

    2. Решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием, за которое уготовано великое воздаяние. Этим самым человек защищает себя от козней сатаны, предохраняет свои глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.

    3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющиеся в ласках и одновременном укреплении своей веры в Аллаха, которую можно рассматривать как психологический фактор воздействия брака на человека.

    4. Уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и для женщин забот, связанных с материальным обеспечением.

    5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможны только в условиях семейной жизни. В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет для себя объект любви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новых чувств. Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на эту проблему, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональных стрессов, и в конечном счете, с разбитыми надеждами и неудовлетворенные жизнью, встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам Ислама, дает человеку большое наслаждение и радость жизни. Она – гарант стабильности и успеха, семейного счастья и благополучия. Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.

    Во многом, именно благодаря браку, человек может сопротивляться своему «нафсу», своим страстям, выполняя свои обязанности, обучая и направляя свою супругу и детей на путь Всевышнего Аллаха. Предписание Ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине. Каждый из них узнает о своих обязанностях перед Господом и Его Пророком, перед обществом и самим собой прежде всего в своей семье. Уважение к старшим и забота о младших также вырабатываются в семье. Семья – это первый источник любви и воспитания. Такова точка зрения Ислама на бракосочетание в его высоком и чистом виде.

    Заключаются ли родственные браки в мусульманских странах?

    В Коране четко описывается, какие женщины запрещены мужчинам:

    1. родные сестры;
    2. тетки по линии отца или матери.

    Таким образом, вступать в брак с двоюродной сестрой со стороны религии разрешается. Тем не менее, в некоторых хадисах родственные браки не желательны.

    Это может плохо отразиться на будущем потомстве и родственных связях. В настоящее время среди мусульман считаются неприемлемыми браки с родственниками до седьмого колена. Проще, если прапрабабушки или прапрадедушки были родными или двоюродными братьями или сестрами — брак запрещается.

    С какого возраста можно вступать в брак согласно исламу

    Как говорится в «Законе Джафари о личном статусе», чтобы вступить в брак, мужчине достаточно достичь 15-летнего возраста. Будущей жене должно быть не менее девяти лет. Поправкой своду служит утверждение, что по согласию отца или деда девочка может выйти замуж и раньше.

    Такой взгляд на ранние браки в мусульманских странах история подтверждает. Согласно Корану, одной из жен пророка Мухаммада Аише на момент бракосочетания исполнилось шесть лет. Но по-настоящему девушка стала женой (то есть познала интимную близость с мужем) в девятилетнем возрасте.

    Сегодня брачный возраст в мусульманских странах составляет восемнадцать лет. При особых обстоятельствах с одобрения опекунов можно выйти замуж и в пятнадцать лет.

    Случаи самых ранних браков


    В исламе нет четкого возраста, по достижению которого девушка может выходить замуж. Все зависит от ее полового и психологического состояния.
    Бывает, девушка уже в 13 лет полностью сформирована, готова к репродуктивным функциям и ведению семейного быта, в таком случае родители могут с ее согласия выдать дочку замуж.

    К сожалению, есть родители, которые относятся к своим дочерям как к товару. Они могут насильно заставить их согласиться на брак еще в юном возрасте за старого и неприятного мужчину. И по причине отсутствия четких ограничений в религии девочки не могут постоять за свои права. Усложняется все тем, что дети обязаны слушаться родителей и выполнять их волю. Непослушание — грех.

    В современном мире люди понимают, что из раннего брака счастливой и крепкой семьи не получится, а создание заведомо несчастливой семьи противоречит исламским понятиям и нормам брака. Это заранее является большим грехом.

    Современное мусульманское общество и ранние браки

    Никах является простым обрядом, не имеющим юридической силы. Сегодня после соблюдения красивой традиции молодожены должны зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Свидетельство о браке, обручальные кольца и свадебный вальс – торжественная традиция официального признания супружества. Таким образом, бракосочетание современных правоверных делится на два этапа: традиционный и официальный.

    Как свидетельствуют фото с ранних браков в мусульманских странах, такое торжество обычно радует малолетнюю невесту, воспринимающую событие как прекрасную сказку. Судьба ее предрешена, и порой не очень радостная. Но сейчас она счастлива, потому что является главной героиней на празднике.

    Возможен ли брак между мусульманкой и христианином?


    Мужчина-мусульманин может жениться на девушке христианинке или иудейке, которая соблюдает свою религию.

    По исламу — бог один, а разные “названия” и писания существуют лишь потому, что Всевышний обращался к разным народам на их языке. А вот многобожие и язычество не признается.

    Дети в такой семье рождаются мусульманами и мать, как порядочная жена, должна дать им соответствующее религиозное образование. Так же желательно, чтоб муж побудил жену принять его религию.

    Когда девушка-мусульманка соглашается на межнациональный брак — она предает свою семью и религию.

    А вот мусульманка выйти замуж за христианина не может. Так как она женщина и обязана прислушиваться и подчиняться мужу, сохранить свою религию и обучить ей своих детей она уже не сможет.

    Легализация свидетельства о браке в Израиле

    В Израиле заключить брак можно только через раввинат, то есть это религиозное бракосочетание, возможное только между людьми еврейского происхождения.
    Для заключения брака с представителями других национальностей необходимо выезжать за границу и регистрировать свой брак там, а потом долгим и нудным способом легализовывать свой брак в Израиле. Часто на весь этот процесс уходит до 5 лет.

    Мало того, есть ряд обязательных процедур, например, до подтверждения брака новоиспеченный супруг либо супруга не могут приехать в Израиль без соответствующего вызова.

    Есть маленькая лазейка, браки израильтян, заключенные на Кипре, признаются, но, тем не менее, требуют дополнительной легализации. Проходит она конечно быстрее и проще, чем в остальных случаях.

    Стоит обратиться за помощью в соответствующую юридическую компанию, так можно сэкономить не только время, но и деньги.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]