Чеченцы — древнейший народ Кавказа. Они появились на территории Северного Кавказа в 13 веке в результате разделения нескольких древних городов и являются самым крупным этносом, проживающим на данной территории. Этот народ проделал путь по Главному Кавказскому хребту через Аргунское ущелье и в итоге поселился в гористой части республики Чечня. У этого народа свои многовековые традиции и самобытная древнейшая культура. Помимо названия чеченцы, народ именуется чеченами, нахче и нохчий.
История
В истории этого народа происходило несколько расселений. Около 5 000 чеченских семей после Кавказской войны в 1865 году переселилось на территорию Османской империи. Называется такое движение мухаджирство. Сегодня основная часть диаспор чеченцев в Турции, Иордании и Сирии представлена потомками тех переселенцев.
В 1944 году полмиллиона чеченцев были депортированы в Среднюю Азию, в 1957 году им было разрешено вернуться в прежние жилища, но некоторые чеченцы остались в Киргизии и Казахстане.
После двух чеченских войн много чеченцев покинуло свою родину и уехало в арабские страны, Турцию и страны Западной Европы, регионы Российской Федерации и страны бывшего СССР, особенно в Грузию.
Что должна знать девушка/жена чеченца
Прочла где-то тут тему о том, что дожна знать девушка,если она хочет замуж за чеченца.Хочу написать свою версию,т.к я являюсь таковой!) Начнем с того,что женщина у чеченцев в большом почете и уважении, она имеет особый общественный статус. Женщина издравле- хозяйка огня/домашнего очага, мужчина является только хозяином дома.Женщин приветствуют стоя, особенно пожилых. Для чеченца величайший позор не почитать свою мать и её родственников.В Чечне, не пропускают женщину вперед, она должна идти сзади, заходить только после мужчины. Традиция пропускать женщину вперед появилась во времена пищерных людей, мужчина был добычиком ,поэтому вес его жизни был тяжелее, если же в пещере хищник, то нападал первой на женщину.У чеченцев же наоборот, мужчина должен первым взять на себя опасность. Расскажу о том,как должна одеваться женщина, ни каких мини-юбок в Чечне! ни каких облегающих брюк, декольте, прозрачных кофточек, маек . Плечи должны быть закрыты, ноги тоже, хотябы по колено. Когда вы приходите в семью мужа,вы должны уважать его родителей, не перечить им. Готовит теперь в семье будите вы, его мама может вам помогать,но не обязана. Чеченцы очень чистоплотны, в доме всегда должен быть порядок. Вы не должны при его родственниках проявлять ласку к мужу, ни каких обнимашек ,человашек, стреляний глазками,ведите себя скромно. Вам желательно выучить язык, т.к этим самым вы показываете,что уважаете его традиции. его менталитет.Но и для вас это плюс, частенько можно попасть в такие ситуации когда все разговаривают на чеченском,а вы ничего не понимаете, мне по началу казалось,что все обсуждают меня во время разговоров….да и к тому же лично для меня было бы унизительно не знать языка своих детей,но кому как.Смиритесь с тем,что ваши дети будут мусульмане. Чечнцы больше радуются рождению сына,чем дочери, т.к сын является продолжителем рода. Так же чеченцы очень гостеприимный народ,не удивляйтесь если в вашем доме постоянно будут гости. Если же вы идете в гости, то вы сразу же должны предложить свою помощь хозяйке, но не навязывайтесь ,если сказали, не надо,значит сидите спокойно.Так же будьте готовы к нападкам от женской части родственников мужа,они могут показывать вам свое недовольство открыто, а могут и в тихую строить козни на вас. Не любят чеченки ,когда женяться на русских, и это не по тому,что они все такие злые и противные, а потому ,что войны которые были в чечне унесли много жизней.На данный момент в чечне помоему на 20 % больше женщин. Ну и получается так,что у них и так парней мало , и мы еще тут , чьего то потенциального жениха уводим!) В целом, меня все устраевает. Я домохозяйка, работаю дома , на нормальную работу муж не отпускает,а я и не хочу, все дела по дому сделала и занимайся чем хочешь в свое удовольствие.) Я смотрю на жизнь своих сестер и понимаю, что мне очень повезло. У всех моих сестер дома есть и драки и скандалы, то муж пьяный пришел,то совсем не пришел, то денег не дает ,то еще что то!) А у меня полная противоположнось, не ругаемся,не скандалим, муж не пьет, не курит.Руку на меня ни когда не поднимал. Каждый день только и слышу,что я самая лучшая, самая красивая, что я его подарок с выше. Вообщем живу, как в сказке!) Главное понять весь их менталитет, принять их адаты…Не знаю как вы, но я готова ради любимого человека на что угодно, темболее в данном случает в ущерб себе я ничего не делаю.
Язык
Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которую включают в гипотетическую северокавказскую надсемью. Он распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых районах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года количество говорящих на чеченском языке составляло 1 млн человек.
Так как нахская группа языков включает ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнуши и чеченцы понимают друг друга без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах» которое переводится «наши люди». Но эти народы не понимают бацбийский, так как он подвергся сильному влиянию Грузинского языка из-за проживания бацбийцев в ущельях Грузии.
В чеченском языке существует ряд говоров и следующие диалекты:
- шатойский
- чеберлоевский
- плоскостной
- аккинский (ауховский)
- шаройский
- итум-калинский
- мелхинский
- кистинский
- галанчожский
С использованием плоскостного диалекта на чеченском языке говорят жители окрестностей Грозного, на нем создается литература, в том числе художественная, газеты, журналы, научные исследования и учебники. Переведены на чеченский язык произведения классической мировой художественной литературы. Чеченские слова трудные, но очень красиво звучат.
Письменность до 1925 года была на арабской основе. Затем до 1938 года она развивалась на основе латинской графики и с этого года по настоящее время чеченская письменность основана на кириллице. Много в чеченском языке заимствований, до 700 слов из тюркских языков и до 500 из грузинского. Есть немало заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского. Постепенно в чеченском языке появились и иноязычные слова, например: митинг, экспорт, парламент, кухня, танец, мундштук, авангард, такси и бульон.
Обычаи и обряды Чеченцев
Нохчалла – это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня. Нохчалла – это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Дружба для горца – понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу – никогда!
Нохчалла – это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к своим родственникам, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут. Вот притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе нохчалла.
Нохчалла – это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, – “Приходи свободным!” Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее – это нохчалла.
При этом нохчалла обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный день. Не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.
Ночхалла – это то, чему следует чеченец добровольно. В этом понятии – формула того, каким должен быть настоящий чеченец.
Доисламские народные обычаи, связанные с праздниками сельскохозяйственного календаря
Обряд призывания дождя
Крестьянин всегда живет заботами об урожае. Поэтому засуха – его враг. По старинному чеченскому поверью, надежное средство против засухи – змея. Как известно, змеи выползают особенно охотно в дождливые дни, отсюда и возникла вера в их связь с желанной небесной влагой. Чтобы вызвать дождь, чеченцы убивали и подвешивали змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому, чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо. Среди известных древних чеченских обрядов призывания дождя – пропахивание русла пересохшей речки. Этот обряд исполняли раздельно женщины и мужчины. Мужчины собирались во дворе удачливого и почитаемого в селе человека, впрягались в плуг и протаскивали его вдоль и поперек русла речки. При этом все старательно обливали друг друга водой. Женщины, придя к речке, два-три раза протаскивали плуг по ее дну, при этом сами падали в воду и обливали друг друга, а также старались столкнуть в речку проходящих мужчин. Затем женщины, “пахавшие реку”, ходили по селу, а их одаривали деньгами или продуктами. Языческий смысл жертвоприношения имел обряд призывания дождя, при котором подростка наряжали, как сноп зеленой травы. Его водила по улицам села толпа молодежи в вывернутых наизнанку тулупах. При этом все веселились, так как не видно было, кто же спрятан под травой. Ряженый тоже почти ничего не видел, так как голову его закрывали свисающие до земли ветки бузины, или сноп конопли, или мешок с отверстиями для глаз, покрытый травой. Считалось, что бросание камешков в реку, сопровождаемое чтением молитвы, также помогает вызвать дождь. Вода, омывшая камешки, потечет к морю и вернется оттуда дождем. В горной Чечне в этом обряде участвовала обычно мужская часть населения. Старики во главе с муллой молились, а молодежь собирала камни-голыши. Камни складывали около грамотных жителей, умеющих читать Коран, которые нашептывали над ними молитву, а затем откладывали их в сторону. После этого молодежь сбрасывала камни в воду. Иногда эти камешки складывали в мешочек и опускали в воду. По окончании обряда резали жертвенных животных и устраивали общую трапезу.
Праздник громовержца Села
По старинной доисламской народной чеченской легенде, при сотворении мира огонь был только в одном очаге, и хозяином этого очага являлся бог Сeла. Однажды вор пробрался к нему, чтобы украсть огонь. Разозлившись, Сeла бросил в него головешку, угольки от которой упали на землю. И если бы не эти угольки, земля осталась бы навечно холодной. Почитая могущественного бога, чеченцы стали называть молнии – факел Сeла, а радугу – лук Сeла. Его именем назывался месяц май, его день недели – среда. В этот день запрещено было давать из домашнего очага кому-либо даже один уголек, нельзя было также выкидывать золу. На территории Чечни сохранились развалины храмов и святилищ, посвященных богу Сeла. Далекие предки современных чеченцев уважительно называли этого бога “благочестивый Сeла”, “светлый, чуткий Сeла”, “бог звезд, молнии и огня”. В те времена умершего от удара молнии человека весьма почитали и хоронили в склепе из тесаного камня в полном вооружении и сидя. Место, где был убит молнией человек или животное, считалось священным. Целебной считалась вода, принесенная из святилища бога Сeла. Жрецы давали ее пить больным по ложечке и лечили этой водой глаза. Чеченский народный праздник в честь громовержца Сeла отдельными элементами напоминал праздник христиан в честь Ильи-пророка. Для празднования отводилась одна из сред месяца Сeла – в период с 22 мая по 22 июня. Церемония праздника у святилища включала приношения богу Сeла и молитвы. Примерно такие: “Небо часто заставь греметь. Заставь солнце целительно греть. Пролей дождь маслом, взрасти посеянное. Осенью не дай дуть быстрому ветру”. Другой вариант молитвы: “Сeла, сбереги людей от бед, вреда, сбереги наши посевы от града, потопа, дай нам богатый урожай”.
Праздник богини Тушоли
Культ богини Тушоли был распространен в глубокой древности. Тушоли – богиня весны, плодородия и деторождения. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны. К этому дню прилетала главная вестница весны – птица удод. Чеченцы называли ее “курица Тушоли” и почитали как священную птицу. Ее нельзя было убить, разве только с разрешения жреца в лечебных целях. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на чердаке или где-либо во дворе. К празднику Тушоли приурочивали выбор невест. Старшее поколение всячески содействовало бракам, заключенным в этом месяце, считая, что они – самые счастливые. Почитая Тушоли как покровительницу плодородия и чадородия женщины просили богиню: “Тушоли, дай нам благодать свою. Сделай так, чтобы неродившие родили детей, а родившихся оставь в живых. Пошли нам обильный урожай, пошли дождь масляный, солнце лекарственное” . В древности праздник Тушоли был связан с обрядами, которые проводились в святилищах, где жрецы хранили идол богини и особую хоругвь. Древко для хоругви вырубалось только в заповедной роще, куда нельзя было ходить без разрешения жреца и не разрешалось рубить деревья и пасти скот. Люди приносили в святилище в честь праздника подарки: оленьи рога, пули, восковые свечи. Приношения освящал жрец, одетый обязательно в белое. В период распространения в Чечне ислама культ богини Тушоли был официально запрещен. Но праздник Тушоли остался как народный женский и детский праздник.
Праздник выхода плуга
Праздник выхода плуга проходил в четвертый день Праздника весны. Он отмечался в течение двух дней. Первый день был посвящен ритуальной вспашке поля и севу. Традиционный порядок этого дня: запрягание волов, проводы пахаря, проведение ритуальной борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть. Выбранный для ритуала пахарь должен был строго соответствовать следующим требованиям: быть “несущим изобилие”, быть “честным тружеником”, быть “человеком легкой и счастливой руки”. Не всякий соглашался на эту почетную работу, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами пахарь, выбранный для ритуала, должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты и волосатым. Волов для ритуальной вспашки специально украшали. Их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. С полными ведрами воды (заранее выйдя из дома) встречала жена пахаря процессию, идущую в поле. А участников обряда, возвращавшихся домой, обязательно старались обрызгать водой. Это делалось в качестве пожеланий хорошей погоды и обильного урожая. На второй день праздника устраивались скачки и различные состязания. Принято было также, чтобы каждая семья перед началом основной пахоты и сева устроила малую жертву – раздачу в три дома различных продуктов растительного происхождения.
Праздник весны
С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия – 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом. Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы “очищаясь” огнем.
Новый год
История традиций новогоднего праздника восходит к глубокой древности. Тогда важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Еще один ритуал – укладывание длинного, неразрубленного бревна в очаг. Длина бревна определяла продолжительность праздника. В том доме, где бревно, прогорев, сокращалось до таких размеров, что за ним можно закрыть дверь, начиналась вечеринка с обильной едой, питьем, танцами, представлениями клоунов или артистов. Поскольку бревна рано или поздно укорачивались во всех очагах, то праздник приходил в каждый дом. Новогодние бревна заготавливались заранее: дерево, чаще всего дуб, сушили на корню. Использование фруктовых деревьев считалось большим грехом. Далекие предки чеченцев верили, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, поэтому, защищаясь от нее, раскладывали в хлевах и жилых помещениях в качестве оберегов железные предметы. Обильный новогодний стол, по народным представлениям, был гарантией благополучия семьи в наступающем году. С этой целью сытно кормили в новогоднюю ночь все живое, вплоть до мышей. К празднику пекли хлебы из пшеничной муки. Самый главный – большой ритуальный хлеб – имел форму диска с лучеобразными линиями, идущими от центра. Кроме того, пеклись пироги с различной начинкой: для старшего в семье – четырехугольной формы, для гостей – круглые. В сдобные хлебы клали монеты, хлебные зерна, кусочек шерсти, по которым гадали: кто чем будет богат в новом году. В новогоднюю ночь были приняты и другие гадания. Для одного из них специально выбранный человек отправлялся в святилище. Там он лежал на животе всю ночь, приложив ухо к земле. Наутро этот человек толковал то, что услышал. Интересно, что аналогичное гадание есть и у русских. В ночь на Рождество русский крестьянин идет на перекресток, чертит круг и припадает ухом к земле. Если он “слышит” шум нагруженных саней, это к урожайному году, если ненагруженных – к неурожаю. Уникальное древнее чеченское гадание – на бараньей лопатке. При гадании смотрели на свет сквозь лопатку и по пятнам на кости предсказывали урожай, погоду и даже семейные события (свадьбы, роды, похороны). Похожее на это гадание известно в культуре китайцев. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий о замужестве. Для одного из них девушка пекла три очень соленых маленьких хлебца; два из них клала под подушку, а один съедала. По примете, будущий муж – тот, кто подаст девушке во сне воду. Под Новый год в чеченских селах ходили ряженые – молодые люди или подростки в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанными сажей лицами. Обычай рядиться и колядничать, кстати, интернациональный – он сохранился по сей день во многих странах Европы и в Америке. А вот скачки в третий день новогоднего праздника были чисто чеченским обычаем. Первым трем победителям-наездникам полагались призы: верховая лошадь, седло, уздечка и плетка или что-нибудь из одежды. Для современных чеченцев новогодний праздник не связан с народным сельскохозяйственным календарем. Он не входит и в исламскую традицию. В новогоднюю ночь люди просто собираются за столом, чтобы проститься с прожитым годом и встретить новый, с которым связывают свои мечты и надежды на лучшее.
Современные обычаи и традиции
Мужской этикет
Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие “нохчалла” – см. раздел 1. Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец…
Немногословие – “Не знаю, нет – одно слово; знаю, видел – тысяча слов”.
Неторопливость – “Быстрая речушка до моря не дошла”.
Осторожность в высказываниях и в оценках людей – “Рана от шашки заживет, рана от языка – нет”.
Выдержанность – “Несдержанность – глупость, терпение – воспитанность”.
Сдержанность – основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – “Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула”. Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике хоть и редко, но имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка. “По походке узнаешь, каков он”, – говорят в народе. Особенную, знаковую нагрузку несут усы – “Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!” Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины! И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. “Чеченцы не стреляют в спину”, – пояснил Шамиль.
Особые цифры – 7 и 8
В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков. Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной – цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе – из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: “Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ”. Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Так, выражение “материнский язык” употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение “материнское молоко” – когда осуждают за неблаговидный поступок. И по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.
Взаимопомощь, взаимовыручка
При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома? Все ли живы, здоровы?” При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?” Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца. Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо – и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования. “Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали”, “Чем жить без любви людской, лучше умереть”, “Единство народа – несокрушимая крепость”, гласит чеченская мудрость.
Гостеприимство
Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символом воинской доблести – в одной руке и с куском сыра – символом гостеприимства – в другой. “Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать”, “Гость в доме – радость”… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется “комната гостя”, она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.
В семейном кругу
Отношение к старшим.
Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют “большой отец”, а бабушку чаще всего – “мама”. Дети могут не выполнить просьбу отца или матери – их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения – значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.
Родственные обязанности.
Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков. Вот каковы они в общем виде. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание. Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.
Честь семьи.
У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников “почернеть лицом”, “опустить голову”. О достойном поведении говорят обычно: “Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать”. Чеченцы прививают своим детям качество “яхь”, которое имеет значение здорового соперничества – в смысле “быть лучше всех”.
Адат в современной Чечне
Адат (от арабского “обычай”) – обычные (неписанные) законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения. Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры “Даймехкан аз” (“Голос Отчизны”). С-М. Хасиев пишет: “Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Он спросил, что случилось. “У меня отобрали младенца”, – ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно. Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан их убил. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика. Они не входят в круг мести. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину.
Отношение к женщине
У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие – “чтобы погасло в твоем очаге пламя”. Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору, женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу. По традиции, мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни: в старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи – с грабителем, диким зверем… Мужчина шел впереди своей женщины, и был готов в любую минуту защитить ее. Женщин чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым. Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай.
Свадебный обряд
Чеченский свадебный обряд – это череда представлений, в которые входят пение, танец и музыка. Когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья звучит музыка. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой, – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Другие пантомимы происходят в доме жениха. На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню. А вот невесту сажают в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, ей дают на руки ребенка – чьего-то сына-первенца. Это пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок. Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости. Мужчины – деньги или баранов. Мужчины обязательно вручают подарок сами. Потом начинается пышное застолье…. После угощения – опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, ее задача – не разговориться в ответ, ведь многословие – признак нескромности. Невеста лишь может предложить гостям выпить воду и пожелать всем здоровья. На третий день организуется еще одно представление. Невесту с музыкой и плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после этого невеста, набрав воды, возвращается домой. Это старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и “убили”. В этот вечер совершается регистрация брака. В ней участвует доверенный отца невесты и жених. Мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, а на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома. По чеченскому обычаю, жених не должен показываться на собственной свадьбе. Он в свадебных играх не участвует, а веселится в это время в компании друзей
Имена
Чеченские имена включают в себя три составляющих:
- Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
- Исконно чеченские имена.
- Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.
Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.
Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог.
Еда
Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд — это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец. Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные. Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.
Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:
- ячменный
- пшеничный
- кукурузный
Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.
Район с многоэтажной застройкой в северной части Берлина. В гости к Ахмеду Докучаеву пришла невестка с тремя внуками. Они прощаются друг с другом. «Мы как раз собирались уходить, чтобы не мешать». Младший внук уже сидит в коляске, две девочки постарше тоже оделись. Дед смотрит им вслед из гостиной. Диваны покрыты расшитыми покрывалами, на полу расстелен молитвенный коврик, по углам стоят искусственные цветы. В квартире тепло, но Докучаев одет в шапку из овчины — традиционный головной убор чеченских мужчин. Своих внуков он видит каждый день. «Я без них не могу. Если они не приходят ко мне, то я сам иду к ним», — говорит он.
В Чечне его преследовали по политическим мотивам
Ахмеду Докучаеву 72 года, 11 лет назад он с женой и тремя сыновьями приехал в Берлин, бежав от политического преследования. В Чечне он боролся за независимость от России.
«Чеченец должен чтить традиции и обычаи. В их число входит уважение к старшим. Он должен обеспечивать их, когда они больше не могут обеспечивать себя сами».
В Чечне много таких правил.
«Адаты, да…»
Так называемое право адат, своего рода право традиций, передается из поколения в поколение. В число этих норм входит, к примеру, кровная месть. А еще опека над женщинами.
«Отец у нас — это все. С матерью можно спорить, мать — это мать. Но если отец что-то сказал, то ему нельзя перечить ни в коем случае. Его слово — закон».
Старший сын скромно стоит в углу и слушает его, потупив взор. Он не может сесть, пока отец не разрешит. «Так не принято», — пояснит он нам позже. Зелимхану Докучаеву 28 лет, он работает в строительной фирме. Он — отец троих детей, упомянутых выше.
Focus 19.03.2018 Deutschlandfunk 24.12.2017 Die Welt 23.06.2017 «Да, в чеченской семье за все отвечает отец. Отец должен заботиться о том, чтобы его семье было чем питаться, чтобы у его семьи была крыша над головой, дом — как у любой другой нормальной семьи, чтобы там был телевизор и все остальное. А еще на отце лежит большая ответственность, так что первое слово в семье принадлежит ему — мужчине».
Не афишировать европейский стиль жизни
Не все чеченцы живут по этим правилам. Есть семьи, в которых женщины носят короткие юбки, семьи, где можно пить алкогольные напитки, в которых мужчины и женщины садятся за общий стол и на равных спорят друг с другом. Но поскольку Чечня — маленькая республика, поскольку там практически все друг друга знают, а влияние широких масс на отдельно взятого человека очень велико, эти семьи стараются не афишировать свой европейский стиль жизни — даже те, кто живет на Западе. Они боятся быть изгнанными из своей общины.
Отец и сын Докучаевы считают, что если бы люди больше чтили чеченские традиции, то было бы меньше проблем с чеченским криминалом, в том числе и в Германии. Поэтому Ахмед Докучаев вместе с единомышленниками из Франции, Норвегии и некоторых других стран основал своеобразный европейский совет старейшин. Мужчины раз в месяц встречаются в рамках конференции по Скайпу и обсуждают важные проблемы.
«Мы на чужбине. Наша главная задача — сказать молодым: не нарушайте местные законы. Ни в коем случае».
Старейшины должны улаживать конфликты — в том числе и в Европе
В Чечне принято, что урегулированием конфликтов занимаются старики. Эта традиция соблюдается и в здешней диаспоре. Зелимхан Докучаев сопровождает при этом своего отца. Он рассказал об одной чеченке из Бранденбурга, подвергшейся нападкам со стороны мужчины-чеченца, который писал ей непристойные СМС по электронной почте и названивал по ночам. Вместо того чтобы обратиться в полицию, она пожаловалась брату. «А брат вместе со своими двоюродными братьями пошел к этому человеку, жившему в общежитии».
Вместе они избили предполагаемого преследователя их сестры. Тот, в свою очередь, обратился в полицию с заявлением о нанесении ему телесных повреждений.
После этого женщина обратилась к совету старейшин, которые в итоге нашли этого человека.
«И мы сказали ему: смотри, ты написал заявление в полицию, и у этой семьи теперь возникли проблемы и большие расходы — на адвокатов и т.д. Нехорошо получается: выносить сор из избы, за пределы чеченской диаспоры, обращаться в суд… А может быть, об этом еще узнают газеты, у нас тут и так довольно дурная слава, а вы вредите нашей репутации еще больше».
В итоге этот человек забрал заявление из полиции.
Чтить чеченские традиции и обычаи
«Вам черного или зеленого чаю?»
Пока Зелимхан рассказывает нам эту историю, жена его брата накрыла на стол. Залине 21 год. Она одета в длинный халат, а ее голова покрыта платком, как того требуют чеченские традиции. Рукава длинные — ниже локтя. Залина живет в Берлине с семилетнего возраста. Она — жена самого младшего из братьев.
«У нас считается невежливым называть имя мужчины, так что я лучше не буду».
Ахмед Докучаев садится за накрытый стол.
«О наших обычаях и традициях можно говорить долго. Кто-то, может, и считает их дикими, но я считаю, что они человеческие. И настоящий человек должен соблюдать их».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Жилище
Чеченцы живут аулами — селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.
При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища. Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.
Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.
Свадебный обряд
Чеченская свадьба включает в себя элементы народных танцев, песен, всевозможные обряды. В целом, она представляет собой эффектное красивое зрелище. Наиболее колоритной частью торжества, на мой взгляд, является свадебная процессия, которая направляется к дому невесты и обратно. По дороге участники демонстрируют навыки стрельбы и фехтования, веселятся, танцуют, играют на гармошке.
Родственники невесты или соседи могут создавать препятствие для свадебного кортежа. Дорогу перетягивают лентой и требуют выкуп за девушку. То же самое происходит и на входе в дом невесты. Затем невесту в свадебном облачении привозят в дом жениха, где будущие родственники встречают её с особым почётом.
Ей выделяют место у окна, напротив двери, после его дают ребёнка на руки (для плодовитости). Входя в дом жениха (о есть свой будущий дом), невеста должна аккуратно убрать с дороги веник и войлочный ковёр, который специально кладут на входе. На их месте девушка оставляет несколько монет.
Внешность
В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос — от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.
Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:
- чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
- архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
- зауженные книзу шаровары;
- суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).
Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины. Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.
Основной головной убор у чеченца — папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые — из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.
В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.
Женщины носили:
- длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
- широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
- сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
- молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
- голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
- в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.
Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.
Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.
В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.
Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.
Чеченцы – история народа, культура и обычаи
Чеченцы – древнейший народ, проживающий на территории Северного Кавказа.
Вопрос об их происхождении до сих пор вызывает много дискуссий. Согласно основной версии считается, что наименование народа получено по названию села Большой Чечень.
Официальное название появляется в письменных источниках только
с 18го века.После кавказской войны,
большое количество чеченцев переехало
жить в Османскую империю.
Сегодня, потомки переселенцев составляют большую
чеченскую диаспору в Турции и Сирии.
Официальным языком является чеченский,
отличающийся сложным вокализмом. Арабские буквы использовались в чеченской письменности вплоть до начала 20го века. С целью объединения советской литературы, постановлением правительства СССР было принято перейти на кириллицу. К сожалению, кириллица не всегда справляется со сложными звуками, вследствие чего, современный чеченский язык на письме выражается
3мя разными алфавитами: русским, латинским и арабским.
Основная религия, исповедуемая населением – ислам
. Огромное значение играет
кодекс чести Къонахалла.
Это кодекс поведения, в котором указаны нравственные нормы, необходимые человеку достойному своего народа. Согласно кодексу, смерть в справедливой войне или защите своей чести, предпочтительна, чем жизнь в бесчестии и позоре. Именно здесь зародился обычай кровной мести. Конфликт часто перерастал в родовую войну и кровную месть.
Чеченцы высокого роста и хорошо сложены.
Цвет глаз варьируется от темно-карего до зеленого. Волосы черные или темно-русые. Мужчины отличаются физической силой, храбростью, несгибаемым боевым духом. Большая часть истории народа связана с постоянной борьбой и отстаиванием своих интересов. Боевая наука развивалась с детства – отцы обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Во время 1й мировой войны был создан элитный полк из одних чеченцев, названных Дикой дивизией.
Для чеченского народа большое значение имеют родственные связи. Священны дружественные соседские отношения – горе в чужой семье является горем всей деревни. Если семья потеряла кормилица – вся деревня поддерживает их вещами и едой. Для чеченцев характерно гостеприимство и отзывчивость ко всем. Заблудившемуся путнику обязательно помогут, а гости для них священны. Здесь запрещено показывать чувства на людях. В беседе необходимо себя вести сдержанно и проявлять глубокое уважение к старикам. Женщина — первым делом хозяйка и хранительница очага. Когда женщина входит в помещение – присутствующие мужчины обязаны встать.
Сейчас чеченцы практически полностью перешли на городскую одежду, принятую в современном мире. Национальный костюм одевается только по праздникам.
Из национальной одежды мужчины сохранили
головной убор папаху
и рубашку с высоким воротником. Чужакам ни в коем случае нельзя дотрагиваться до папахи – это сильное оскорбление мужчины. В бою головной убор не снимался, а воин, потерявший ее, терял свою честь и достоинство. В более прохладное время одевается черкеска. На ней по с двух сторон груди нашивались газырницы. Это крохотные кармашки, предназначенные для хранения трубочек с зарядами для оружия. Позже они утратили свое предназначение, но сохранились как дань традиции. Обязательным элементом национального костюма является
кинжал,
ношение которого разрешается мальчикам
с 14 лет.
Женщины носят цветные, расшитые всевозможными узорами платья с длинными и широкими рукавами. Местные женщины
отличаются большой сдержанностью в одежде и
не носят открытое декольте и короткие платья,
сильно подчеркивающие фигуру. Для чеченской девушки нельзя выходить в общество с непокрытой головой. Важным элементом гардероба, как для мужчины, так и для женщины является пояс. Женские пояса богато украшаются драгоценными камнями.
Живут чеченцы аулами – селениями.
Самые распространённые жилища – это
одноэтажные дома с плоскими крышами.
Во дворе обычно строят специальную печь для выпекания хлеба.
Чеченская кухня считается одной из наиболее древних на Кавказе. Особое значение придается специям, которые используются в огромных количествах. Основные продукты – это баранина и птица, сыр и зелень.
Чеченцы очень любят музыку и прекрасно танцуют главный
национальный танец лезгинку.
Характер
Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.
Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.
Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.
Nashchelovechek.ru
В Чеченской Республике в семейном воспитании особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания в семье.
Приоритет в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должен принадлежать семье как воспитательному институту для реализации развития задатков и способностей личности. Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.
Воспитание детей в чеченской семье
Отсюда взаимодействие по системе: личность – семья – общество. Первичным является человек, семья; вторичным – общество и любые его институты. Не семья помощник общества, а общество должно всемерно помогать поддерживать семью.
Духовно-нравственное воспитание в современной чеченской семье происходит по принципу максимальной адаптации в реальной жизни. Сущность его состоит в том, что ребенок как член семьи, взаимодействующий с социальной и природной средой, находит с помощью взрослых адекватные пути и способы выживания, принимает посильное участие во всех делах семейного сообщества. В процессе этой деятельности происходит социализация его личности. Для воспитания детей не готовят какие-то специальные «тепличные» условия, все необходимое в жизни они познают и приобретают в деятельности. В процессе повседневного участия в работе, ребенок вырабатывает в себе такие необходимы качества, как самостоятельность, творческий подход к решению возникающих задач.
В современных условиях семейное чеченское воспитание в некоторой степени сохранило черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков традиции и ценности.
Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них.
Чеченская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности.
Наблюдение за состоянием определенной части в современных чеченских семьях приводит к выводу о том, что многие беды, бездуховность, аморальность в них объясняется потерей национальных семейных традиций, нравственных и трудовых ценностей, ослаблением родственных и просто человеческих связей.
Все это говорит о деформации социально-нравственных ориентиров. Опыт многих поколений доказал, что социально-педагогическая модель настоящего чеченца предполагает всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. В центре этого процесса поставлено воспитание семьянина, продолжателя рода, будущего отца, будущей матери.
Спецификой чеченской народной педагогики являются гуманные методы педагогического воздействия, а именно: способствовать проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером. Система средств и методов воспитания исключает подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности ребенка. Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждается общественным мнением и воспринимается как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричат.
Мужчины придают особый смысл этому обычаю: «Бить меньшего – значить унижать». «Битый и униженный гордым, смелым не вырастет», то есть они знают, какой вред может принести физическое наказание, понимают, что озлобляет детей, развращает родителей. Отмечают, что жестокость и хула не только ожесточают людей, но и губят их. Народная педагогика ограничивала и женщин в применении физических наказаний, так как это приводит к изменению психологического равновесия ребенка и нарушению таких традиций, как почтение к матери, любовь к близким. Кроме того, у мальчиков неосознанно формируется агрессивная установка вообще к взрослой женщине.
Чеченцы, следуя обычаю «не поднимать руки друг на друга», воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим.
Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции чеченцев, как гостеприимство – образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хьошалла» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.
Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и «в том, что это приучает детей отдавать свои силы творению добра для другого человека». Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма.
Было выявлено, что соотношение интернационального и национально-специфического в функционировании семейно-бытовых обычаев и традиций варьируется в зависимости от типа семьи. В этом плане мы условно выделим три типа семьи: традиционные, промежуточные и ассимилированные семьи. Следует отметить, что семья у чеченцев – это не только мать, отец, дети. Семья – это еще дедушка, бабушка, тети, дяди, которые живут вместе с ними или же отдельно от них, но очень близко. И не только родственные отношения, но и этические нормы поведения и общения обязательны для чеченской семьи; она (семья) строится на принципах уважения и почитания старших. Повторяясь, следует отметить, что основной, существенной чертой бытующих у чеченцев отношений есть уважительное отношение к родителям, и вообще к старшим. У чеченцев не только сын или дочь, но и все другие члены семьи, в том числе и внуки, заботятся о стариках. Как мы отмечали, дети называют деда «вокха дада» или «дада», бабушку – «нана» или «йоккха нана», сестер и братьев отца – «деци», «ваша» и т.д.
Как нам представляется, этнопедагогическое пространство чеченской семьи является тем воспитывающим полем личности, которое основано на традициях и обычаях народа, воплощающее в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет. Оно определяет дальнейшую судьбу человека, все его поступки и деяния. Потенциал, заложенный с детства в семье, позволит ребенку, будущему взрослому члену общества, свободно ориентироваться не только в своей этнической среде, но и в любой другой.
© Нохчалла.com, по материалам А.Х. Саракаевой
Похожие статьи:
- Нужна ли духовность подрастающему поколению или это атавизм?
- Развод родителей – как сообщить детям
- Книги о детской психологии
- Онлайн-казино Вулкан Удачи
- Психология подросткового возраста
- Современная терапия больного туберкулезом
Традиции
Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.
Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.
Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.
Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».
Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.
Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.
Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.
Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.
Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.
Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.
Праздник весны в Чечне
Во время ритуалов, связанных с многочисленными праздниками, ярко отражаются традиции чеченцев. Например, 22 марта этот народ отмечает День весны. Это торжество связано с очищением и обновлением. Именно поэтому накануне праздника хозяйки особенно тщательно наводят чистоту в домах.
Считается, что пыль и мусор могут принести печали в семью на весь год. Все металлические предметы следует натирать до блеска. Особенно это касается медных украшений, предметов быта, посуды. Чеченцы считают, что блеск меди напоминает сияние солнца, а потому привлечёт весну и тёплые дни.
В День весны в Чечне все стараются выйти на улицу очень рано, до рассвета. И дети, и взрослые хотят встретить солнце в этот особенный день, предвещающий скорое наступление тепла.
Чеченская семья
Традиции чеченцев связаны с яркой и интересной культурой того колоритного народа. В них отражаются отношение представителей этого этноса к другим людям, нравы и уклад жизни. В обычаях чеченцев немало исторических особенностей, ведь и сегодня жители Чечни соблюдают традиции, отмечают праздники, которые играли важную роль в жизни их далёких предков. Такое бережное отношение к своей культуре заслуживает искреннего уважения и восхищения.
Культура
Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:
- сказки бытовые, волшебные, о животных;
- мифология;
- героический эпос;
- песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
- легенды;
- загадки;
- поговорки и пословицы;
- детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
- религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
- творчество тюлликов и жухургов;
Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:
- дечиг-пондар
- адхьокху-пондар
- зурна
- дудка шиедаг
- волынка
- барабан вота
- бубен
- гема
Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.
Известные личности
Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:
Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе
- Мовсар Минцаев, оперный певец;
- Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
- Умар Бексултанов, композитор;
- Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
- Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
- Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
- Раиса Ахматова, народная поэтесса;
- Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
- Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
- Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
- Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
- Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
- Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
- Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.