Казахское свадебное платье. История костюма, значение и современные варианты
28.09.2015, 09:32 Изменено: 21.08.2021, 23:45
У казашек перед свадьбой есть хорошая возможность по блистать в двух платьях. На узату (проводы невесты) традиционно принято надевать национальное платье. Оказалось не все девушки мечтают о платье от Vera Wang или Elie Saab. Об этом свидетельствует популярность ателье принимающих заказы на казахские свадебные наряды.
К слову, прежде чем надевать то самое платье, стоит понимать сакральное значение этого одеяния и посмотреть на фотографии из древности и сравнить современные варианты.
Вы, наверное, заметили, что исконный вид казахского платья отличается от сегодняшнего варианта. В оригинале платье было не таким ярким, и узоров было не так много. Но по «богатству» наряда этот вариант превосходил нынешний, так как камни на саукеле были драгоценными.
«У казахов такой головной убор шился примерно год до замужества девушки. Чем богаче был отец, тем богаче украшался саукеле. На самом верху, в месте, которое называется тәж ( я так подозреваю от арабского слова «тадж» — в переводе «корона») пришивались драгоценные камни, жемчуг, кораллы, золотые и серебряные монеты. К тому же он декорировался золотыми нитями, парчой и бархатом. По краям пришивался «жактау», обшитый мехом и драгоценными камнями. а концы жактау заправлялись в кармашки, пришитые к платью невесты. Для того, чтобы они не оборвались под тяжестью украшений. Одним словом, саукеле был символом благосостояния семьи. Что-то вроде визитной карточки». (Айжан Хамит)
Также стоит отметить, что существуют такие догадки о том, что длинные рукава шапана означали, что девушка из богатой семьи и не была обременена домашними делами.
«Казахский свадебный головной убор саукеле 100% заимствован у саков, для которых остроконечный высокий колпак служил «короной» правящей элиты». (Из группы в facebook «День национальной одежды»)
Ниже приведем базовые атрибуты свадебной одежды:
Косетек — лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также украшали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Надевалось платье на нижнюю рубахушикойлёк, которую шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.
Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.
Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части — отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса.
Обязательным дополнением саукеле служит накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству, и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.
Из просторов интернета я собрала самые красивые современные варианты казахских свадебных платьев. Смотрим и воодушевляемся!
В чем заключается уникальность национального свадебного платья
Национальные свадебные платья самобытны и уникальны – это не просто нарядная одежда, а важная часть народной культуры. Дизайн традиционных свадебных нарядов содержит важную информацию о принадлежности и социальном положении невесты. Как правило, узоры и символика, украшающие такое свадебное платье всегда имели определенное значение.
У некоторых народностей по стилю и оформлению свадебного платья можно было сразу понять:
- к какому роду принадлежит невеста;
- узнать о состоятельности ее семьи;
- этническую принадлежность новобрачной.
В изготовление подвенечного платья вкладывалось много кропотливого труда, ведь практически каждый элемент выполнялся вручную и являлся очень трудоемким процессом. Иногда свадебные платья передавались из поколения в поколение. Прекрасным примером свадебного платья в национальном стиле может служить наряд невесты из Казахстана.
История казахского костюма
Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.
Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.
Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.
Казахская одежда шилась из шелка, шерсти, кошмы, шкур животных, добытых на охоте.
Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.
Женские казахские наряды
Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.
К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.
Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.
Описание казахского национального свадебного платья
Платье для новобрачной в казахском стиле – это уникальный образец, позволяющий понять сказочную красоту восточных свадебных нарядов.
БАЗА ЗНАНИЙ: Свадебное платье во французском стиле: элегантная женственность
Мода на белый цвет свадебного платья пришла в Казахстан сравнительно недавно и появилась она в результате смешения разных культур. Изначально платье шилось того цвета, который являлся цветом рода невесты и оно могло быть любой расцветки – красным, синим и даже черным. Черный цвет на Востоке всегда символизировал величие и власть, а вот белый считался цветом траура, печали. Но современная жизнь внесла свои коррективы, и белое платье невесты в Казахстане сейчас можно встретить довольно часто.
Свадебное платье казахской невесты представляет собой модель из легкого материала с немного заниженной талией. На его юбку в несколько рядов нашиваются оборки, которые придают ей пышный вид. Рукава платья длинные и широкие – в старину считалось, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее семья невесты. Под платье надевается нижняя рубаха из тонкого белого материала без рукавов.
Поверх платья надевается приталенный камзол, сшитый из яркого бархата, украшенный золотой или серебряной вышивкой в виде национальных орнаментов. А также для украшения широко используется бисер, канва, монеты. Ну и, конечно же, обязательны всевозможные ювелирные изделия в виде браслетов, колец, подвесок. Фото свадебного платья казахской невесты:
БАЗА ЗНАНИЙ: Всё о фасонах подвенечных платьев
Особенности казахского костюма
Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:
- Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
- Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
- Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
- Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
- Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
- Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.
Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.
Самобытная красота национальных свадебных нарядов
Создание новой семейной пары, по своей сути, является продолжением рода и гарантией того, что история данного народа будет продолжаться на протяжении многих веков. Именно поэтому в любой стране свадьба – это великий праздник. Разнообразие свадебных национальных нарядов поражает своей красотой и не знает границ.
Например, русское свадебное платье в национальном стиле представляло собой произведение народного искусства и передавалось из поколения в поколение. Свадебный наряд русской невесты представляет собой рубашку, украшенную народными орнаментами, вышитыми собственноручно невестой и длинного сарафана, пошитого из материала яркого цвета также служившего доказательством ее мастерства. В зависимости от состоятельности семьи невесты наряд украшался драгоценными камнями и мехами. Голову русской невесты венчал красивый кокошник, а в косы вплетались ленты.
БАЗА ЗНАНИЙ: Свадебные платья в арабском стиле: фасон и дизайн
Если рассмотреть наряд белорусской невесты также можно обратить внимание на обилие вышивки в народном стиле и кружев ручной работы.
А как прекрасны свадебные платья красавиц из Осетии! Неповторимый национальный колорит придает невесте изящество и грацию. Несмотря на максимальную закрытость наряда, благодаря приталенному простому покрою и традиционным украшениям, невеста в таком платье выглядит величественно и благородно.
Из всего этого можно сделать только один вывод: истинная красота сильнее времени и даже по истечении множества лет тема традиционных нарядов, как прежде – актуальна и востребована.