Осетинская свадьба — народные традиции и обычаи


Осетинская свадьба является данью традициям старинного государства. Это красивое и изысканное торжество, овеянное древними легендами. В основе осетинской свадьбы лежит Нартовский эпос, где современные мужчина и женщина выполняют роли действующих персонажей. Невеста — это дочь повелителя вод, а жених — храбрый витязь из племени нартов. Однажды водная царевна прилетает в образе голубки к Древу Жизни, где ее встречает витязь и ранит своей стрелой. Но девушка не погибает, а излечивается благодаря стараниям юноши, после чего становится его женой. Это основной сюжет, по которому строится свадьба у осетин.

Сватовство

Сначала свадебному торжеству предшествует сватовство у осетин. Созревший к женитьбе юноша засылает сватов к приглянувшейся ему девушке. Должно быть три человека, каждый из которых выполняет свое значение. Старший — это уважаемый человек, чаще всего сосед, а остальные два гостя представляют стороны жениха и невесты.

В доме молодой приход сватов не является секретом, и то, какой будет встреча, будет влиять на исход всего обряда. Тем не менее, старший обязан сообщить после второго тоста причину визита гостей. По этикету родители девушки не должны сразу соглашаться на предложение сватов, отстрочив решение до следующего визита.

Традиции сватовства в Осетии состоят из нескольких этапов и один из них — «фидыд». Так называется брачное соглашение, когда стороны жениха и невесты дают разрешение для семейного союза. Этот обряд может проходить в доме молодого или молодой при участии специального человека, который выполняет функцию посредника между сторонами. Он оставляет в доме будущей невесты определенную денежную сумму, которую дают родители жениха на свадьбу.

Для этого дня готовят специальное угощение, чаще всего режут барана для жертвоприношения. В этот день назначают дату бракосочетания и все нюансы торжества. Когда все хлопоты будут распределены и оговорены, гости переходят к трапезе. Особенности осетинских традиций на банкете таковы, что обязательно на столе должны стоять ритуальные блюда. К ним относятся три пирога, а также шея и голова жертвенного барана. За столом произносят три тоста, первый из которых за Большого Бога, второй — за божеств, а третий должен прославлять породнившиеся фамилии. После этого на жертвенном животном делают три надреза, отрезая уши, и передают мясо вместе с вином молодым.

Традиции сватовства в Осетии

В роли сватов у осетинского народа обычно выступают уважаемые люди, являющиеся близкими друзьями или родственниками семьи жениха. Они посещают дом избранницы в течение трех раз, прежде чем семья даст согласие на замужество девушки. Каждый раз, принимая сватов, отец девушки вежлив и гостеприимен, но воздерживается от окончательного ответа, лишь давая понять, что не против данного союза. Обмениваясь любезностями, обе стороны прощаются, предварительно обговорив дату следующей встречи.

Одним из основных вопросов, обсуждаемых на таком совете, является размер калыма — выкупа за невесту. От того насколько быстро жених соберет необходимую сумму денег и зависит разрыв между визитами в дом возлюбленной парня.

Во время последней встречи, которая традиционно проходит в доме невесты, проходит так называемый сговор родственников влюбленной пары. В ходе сговора глава семьи невесты озвучивает свое окончательное решение и обе стороны договариваются о дате проведения торжества. Сговор считается состоявшимся после того, как представители семьи жениха передают семье невесты оговоренную сумму калыма.

После проведения этих церемоний невеста считается засватанной. И с этого момента до самой свадьбы жизнь невесты меняется. Теперь ей нельзя посещать развлекательные заведения даже в копании своих подруг и особенно встречаться там с родственниками будущего мужа.

Следующим, так сказать, официальным этапом предсвадебной традиции является тайный визит жениха к невесте. Который заключается в том, что жених в компании своих близких друзей тайно приходит к невесте с обручальным кольцом, которое у всех народов является символом помолвки.

Предсвадебные обряды

Самый очаровательный обряд в предсвадебном приготовлении называется «сусагцыд», что в переводе означает «тайный визит». Его наносят через несколько дней после того, как состоялся фидыд. В дом невесты приходят ее подружки, жених и шафер. Как правило, все происходит тайным образом и в вечернее время. Будущий зять должен угостить женскую половину дома конфетами, которые он приносит с собой. Потом гостей угощают кушаньями, а на улице начинаются танцы и можно услышать народные осетинские свадебные песни.

На этом застолье тоже можно услышать три почетных тоста, только вот третий тост на этот раз посвящается счастью молодых. Мать невесты преподносит своему будущему зятю церемониальный бокал, а другие женщины — остальным мужчинам. Они должны выпить содержимое до дна, а потом положить туда деньги и вернуть женщинам.

В этот день жених дарит своей невесте обручальное кольцо, после чего начинается настоящий праздник с песнями и танцами. Гуляния могут продолжаться до поздней ночи, но жених не должен оставаться в доме молодой с ночевкой.

Подготовка к свадьбе

Когда девушка готовится к свадьбе, у неё появляется ряд ограничений. Считается, что в это время ей не пристало развлекаться нужно готовиться к семейной жизни. Поэтому она не посещает развлекательные мероприятия и организации, даже в сопровождении подруг или родственников.

Всё своё время она уделяет помощи старшим в организации праздника. Вторым существенным ограничением является то, что девушка не должна видеться с родственниками жениха. Последним этапом является тайная встреча жениха и невесты. Мужчина должен в сопровождении друзей прийти к невесте так, чтобы его не поймали.

Когда ему это удаётся, он вручает возлюбленной кольцо, после чего помолвка считается заключённой. Чтобы встретиться с девушкой, не вызвав гнева родителей и не кинув тень на её честь, придумали интересный способ. Жених вместе со свидетелем и подругами невесты приходят к ней в дом вечером. Мужчина должен одарить всех женщин дома сладкими лакомствами, после этого они организовывают праздничный стол, на котором обязательно должно быть три пирога для молодых людей.

После этого во дворе начинает играть народная музыка, а гости и хозяева выходят, чтобы потанцевать.

На банкете есть одна особенность – мать невесты должна подать бокал с вином будущему зятю. А другие женщины рода подносят посуду остальным гостям, не забывая друзей жениха, с которыми он пришёл.

Прежде чем выпить угощение, парни должны произнести торжественный тост. А в пустую посуду по традиции нужно положить деньги. Это демонстрирует щедрость и богатство мужчины. Весь банкет проводится так, чтобы у мужчины была возможность встретиться с невестой. Он должен подгадать момент, когда за ними не наблюдают, и подарить ей обручальное кольцо.

Важно это сделать незаметно, чтобы потом родственники могли «удивиться» что их дочь внезапно обручена. После того, как появление кольца обнаружено, праздник набирает обороты. Практически все отправляются танцевать, некоторые начинаю петь или играть на музыкальных инструментах. Гуляние может продолжаться до поздней ночи, но важно, чтобы жених и сопровождающие не остались ночевать.

До свадьбы, мужчина и женщина не должны проводить ночь под одной крышей, даже в разных комнатах.

Свадьба

Каждого, кто участвует в «свадебном поезде» называют «чындзхассаг», всех участников извещают заранее. Главой свадебного поезда становится старший, который следит за соблюдением всех требований свадебного этикета. Все участники собираются в доме жениха, где знакомятся друг с другом. Здесь же их ждет легкая трапеза и небольшое собрание по поводу всех нюансов свадебной церемонии. После этого все отправляются в дом невесты, шумно и весело извещая округу о торжественном событии.

Возле дома участников свадебного поезда встречают старшие и некоторые гости. Они преподносят стороне молодого три пирога, пиво, араку и другие закуски. В этот момент произносятся молитвы и восхваления Бога, а также пожелания, чтобы этот дом всегда был угоден для таких уважаемых гостей. Старший свадебного поезда с благодарностью принимает дары, и в ответ благословляет породнившиеся семьи, желая им счастья. Аналогичным образом поступают и его помощники.

Данный свадебный осетинский обряд позволяет выпить лишь один бокал вина, предложенного стороной невесты. Современные торжества зачастую нарушают древние традиции, предлагая по «встречному бокалу», и если этого не сделать, могут не впустить в дом. Это считается грубым нарушением свадебной церемонии, поэтому, встречаясь с таким, знающие люди могут просто уйти.

После вручения даров, заходят в дом, где всех ждет угощение. Опять звучат тосты и застольные песни, хозяйка дома старается угодить зятю и старшим.

Осетины относятся друг к другу с глубоким взаимоуважением, что подкрепляется следующим ритуалом. Если рядом с домом невесты живут люди, находящиеся в трауре, отец семейства за несколько недель до свадьбы посылает им письмо. В нем он сообщает, что в такой-то день состоится свадьба, но из-за того, что он глубоко уважает горе соседей, не знает, как поступить. Соседи, в свою очередь, должны позволить радоваться другим людям, таким образом, разрешая гуляния. Такие свадебные обряды осетин очень древние и не забыты до сих пор.

За столом происходит еще один ритуал. Старший из гостей просит подать ему три ребра от жертвенного барана, после чего он передает их вместе с тремя бокалами трем женщинам. В их честь говорят тосты: первый — посвящается девушкам, которые готовили еду; второй — всем гостьям; третий — старшей в семье женщине.

Все это происходит, пока одевают невесту. Когда она будет готова, ее не показывают, пока шафер не даст за нее выкуп. В процессе торга происходят разные шутливые ситуации, когда молодые девушки хотят обмануть парня. Выводят невесту под руки шафер и его помощник. Затем свадебная процессия отправляется в дом жениха. Здесь невесте предстоит выполнить некоторые ритуалы. Перед входом в дом ей дают подержать мальчика, чтобы первенец у нее был сын. Порог жилища молодая должна переступить правой ногой, а потом три раза поклониться всем присутствующим в комнате.

Как устроена осетинская свадьба

Если вас пригласили на осетинскую свадьбу и вы хотите понимать, что происходит, либо вы осетин, который заблудился в многообразии свадебных обычаев, а может просто интересуетесь, как у этого народа все устроено — наш путеводитель вам пригодится. Рассказываем, как проходят осетинские свадьбы.

Глоссарий

Минавартта (минæвæрттæ) — сватыФидыд (фидыд) — сговор, обычай, когда стороны приходят к соглашению Фидауджита (фидауджытæ) — посредники в заключении договора соглашения Шушагсыд (сусæгцыд) — тайный визит Кухылхацаг

ъухылхæцæг) — старший шафер
Амдзуарджын
мдзуарджын) — младший шафер
Чинзхашшаг (чындзхæссæг) — делегаты, отправившиеся за невестой Щиахши кафетта (сиахсы къафеттæ) — конфеты от зятя Амбалаккаг (æмбæлæгкаг) — встречный бокал Хыжишан (хызисæн) — обряд снятия фаты с невесты Хыжишаг (хызисæг) — юноша, снимающий с невесты фату Кангамад (кæнгæмад) — названая мать Хисау (хицау)— свекр, дословно хозяин Мыдыкуш (мыдыкъус) — чаша со смесью меда и топленого масла Разгамтта (разгæмттæ) — женский свадебный наряд Хунзаутта (хыундзæуттæ)—делегация со стороны невесты, сопровождающая приданное

А теперь обо всем подробнее.

Сватовство

Хотя сватовство не элемент свадебной церемонии, о нем нельзя не рассказать. После того, как семья жениха одобрила его выбор, в дом отца невесты отправляются сваты (минавартта). В дореволюционное время от сватов зависело многое. На них возлагалась важная задача — убедить родню невесты в том, что их кандидат —лучший на роль мужа девушки. В современной Осетии обряд сватовства видоизменился и стал менее значимым, но это все еще важная часть свадебного цикла. Выбор сватов — дело серьезное. В делегацию всегда входят взрослые мужчины, уважаемые в семье жениха. Родители жениха отбирают сватов из числа близких родственников старшего возраста (например, братья родителей), близких друзей семьи или соседей (соседи в Осетии — все равно что родственники). Сваты должны быть мудрыми, дипломатичными, терпеливыми, обладать чувством юмора и хорошо знать осетинские обычаи. Их редко бывает больше пяти. Делегация отправляется в дом отца невесты вечером в субботу — считается, что по вечерам легче избежать «дурного глаза». Семью невесты заранее предупреждают о визите гостей.

Сваты должны быть мудрыми, дипломатичными, терпеливыми, обладать чувством юмора и хорошо знать осетинские обычаи.

Сватов встречают уважаемые люди со стороны невесты. Родители жениха и невесты в переговорах участвовать не должны. Семья невесты накрывает стол к приходу гостей. После короткой беседы на отвлеченные темы сватов приглашают к столу, где обсуждают будущий союз. Сторона невесты может отклонить предложение сватов, но должна при этом повести себя дипломатично и обходительно, чтобы не обидеть гостей и семью жениха. Но сваты редко получают отказы, так как сватовству обычно предшествует длительное знакомство молодой пары. Поэтому сваты в современной Осетии несут больше обрядовую функцию. Ответ принимающей стороны всегда согласовывается с невестой и бывает известен еще до прихода гостей. Согласно этикету, сторона невесты не дает утвердительного ответа сразу. Сваты должны посетить дом отца невесты минимум три раза. Хотя в последнее время родственники невесты могут дать согласие после второго визита сватов, в редких случаях даже после первого. Невеста и жених на переговорах не присутствуют.

Сговор (фидыд)

После того, как сторона невесты дала согласие на свадьбу, семья жениха отправляет в дом отца невесты доверенных лиц (фидауджита) с деньгами, скрепляя брачное соглашение. Часто ими бывают сваты. Раньше сговор служил площадкой для обсуждения организационных вопросов, касающихся свадьбы. Все это сопровождалось традиционным осетинским застольем с произнесением молитв и добрыми пожеланиями двум породнившимся фамилиям.

Тайный визит (сусæгцыд)

За неделю до свадьбы в дом невесты тайком приходит жених со своими друзьями. Здесь впервые появляются важные действующие лица — старший и младший шаферы (кухылхацаг и амдзуарджын). Шаферов выбирают родители жениха или сам жених из числа близких друзей и родственников. Обязательное условие при выборе старшего шафера — он должен быть женат.

Шаферы становятся названными братьями невесты, на протяжении всей жизни они должны защищать ее и помогать ей. Шаферы приходят на тайный визит вместе с женихом и другими его друзьями. Обычно их бывает не больше семи человек. Со стороны невесты на тайном визите присутствуют ее подруги, старшие женщины рода, мать или бабушка со стороны отца, молодые соседи и родственники невесты. Взрослые женщины, как правило, во время тайного визита находятся в соседней комнате, чтобы не смущать молодых людей. После произнесения первых трех тостов–молитв жених с шаферами отправляется к старшим женщинам, где мать невесты преподносит гостям бокалы, которые раньше наполняли слабоалкогольным осетинским пивом. Современные нравы стали более либеральными, и в бокалы наливают и крепкие напитки. Когда стаканы становятся пустыми, гости возвращают их женщинам, положив внутрь деньги. Кроме того, жених преподносит будущей теще сладости — они так и называются — конфеты от зятя (щиахши кафетта). А затем он дарит невесте обручальное кольцо и свадебное платье. По смыслу тайный визит близок к обручению.

Свадьба

Вот мы и подошли ко дню свадьбы. Еще каких-то двадцать лет назад осетинские свадьбы проводились в доме жениха и в доме невесты. Для гостей у домов устанавливались тенты, под которыми для гостей накрывали столы. Сейчас свадьбы чаще проводят в ресторанах и банкетных залах. Свадьба в Осетии делится на две — на свадьбу невесты и свадьбу жениха. Люди, отобранные старшим шафером для поездки за невестой, ранним утром собираются в доме жениха и получают инструктаж от старших. Старшие возносят молитвы Единому Богу и Уастырджи, а затем благословляют молодых людей в дорогу.

Количество машин в кортеже (чинзхашшаг), который отправляется за невестой не регламентировано, но этикет ограничивают число лиц, входящих в почетную делегацию — чаще всего их бывает не более 50. Она набирается из молодых парней и девушек, соседей, близких родственников и друзей жениха. Конечно же, шаферы тоже едут в кортеже — они едва ли не самые главные люди на свадьбе. Кроме молодежи в кортеже едут и несколько старших — они отвечают за молодежь и следят за тем, чтобы сторона жениха проявила себя перед стороной невесты в лучшем свете. Делегация везет невесте пироги, баллоны с пивом и аракой, торты и конфеты.

На пороге дома невесты, или банкетного зала, в котором проходит свадьба, делегатов встречают старшие с полными бокалами. Старший из делегации благодарит хозяев за радушие и высказывает добрые пожелания молодым. Затем трое старших выпивают встречные бокалы (амбалаккаг) и приглашают всех гостей пройти в помещение. Гостей сажают за стол, и после молитв и застолья молодежь отправляется танцевать.

Старший из делегации после произнесения обязательных молитв преподносит бокал хозяину дома невесты (чаще всего отцу) и благодарит его от имени всех гостей. Позже хозяева преподносят почетные бокалы гостям.

Все это время невеста стоит на видном месте — в современных банкетных залах для нее оборудуют специальный подиум. Позже ее уводят, и женщины помогают невесте переодеться в свадебный наряд (разгамтта). Невесту помощницы не спешат отдавать шаферам, старший шафер должен выкупить ее. Начинается торг, который со временем переходит в шутливую перебранку — ни одна из сторон не уступает, в итоге им все же удается договориться, и невесту выводят к гостям. Иногда молодежь со стороны невесты в шутку прячет девушку-гостью, и представители из делегации выкупают ее у похитителей.

Выкупив невесту, старший шафер выводит ее к людям, держа за правую руку. С левой стороны идет младший шафер. Девушку за благословением подводят к старшим, а они возносят молитвы Богу и святым, чтобы те покровительствовали и оберегали новую семью. На современных свадьбах часто воспроизводится западный обычай, когда невеста бросает свой букет назад, не глядя. Согласно поверью, девушка поймавшая букет, выйдет замуж следующей. Этот обычай не имеет ничего общего с традиционной осетинской свадьбой, хотя и стал забавным дополнением к ней в последнее время.

Затем под звуки гармони девушку сажают в белый автомобиль, и кортеж отправляется на свадьбу жениха. Хотя выезд кортежа иногда может затянуться. Дети, пришедшие на свадьбу, не хотят уходить со свадьбы с пустыми руками. Они становятся перед машиной, в которую посадили невесту, живым щитом и требуют у старшего шафера деньги за возможность покинуть территорию невесты. После шутливых торгов шафер чаще всего кидает в воздух пачку денег, и кортеж покидает свадьбу невесты, в то время как дети собирают легкую добычу.

Как только кортеж доезжает до свадьбы жениха, белый автомобиль окружают люди. Невесту подводят к старшим, которые благословляют ее на жизнь в новой семье. Девушке на руки дают грудного мальчика (чтобы первенец был мальчиком), она переступает порог нового дома с правой ноги.

Следующий важный этап свадьбы — снятие фаты (хыжишан). Этот обряд проводит юноша, хорошо знакомый с осетинскими традициями (хыжишаг). Само собой, юноша должен быть близким человеком в доме жениха (младший родственник или сосед, сын друга и т.д.). Юноша приносит с собой специальный атрибут — ритуальный флажок (сары зады хацил), которым он трижды проводит над головой невесты и желает ей счастья и изобилия, семерых сыновей и голубоглазую дочку.

Через пару часов после приезда невесты на свадьбу к жениху отправляется делегация, сопровождающая приданное невесты (хунзаутта). Ее сажают за отдельный стол и принимают как самых почетных гостей.

После повторения этих ритуальных слов юноша поднимает фату, чтобы люди видели лицо невесты.

Ритуальный флажок отныне хранится в доме молодоженов как почтенная реликвия. Этот обряд как бы вводит невестку в новый дом. Отныне она — новый член семьи, и главный мужчина в ее жизни теперь — отец ее мужа, он называется хицау (дословно — хозяин).

Вместе с ритуальным флажком присылается чаша со смесью меда и топленого масла (мыдыкуш). Невеста кормит смесью взрослых женщин, последней кормит свекровь, а окружающие в это время желают им взаимопонимания, легкой и «сладкой» совместной жизни. После проведения обряда чашу с медом воруют соседские мальчишки, и старший шафер опять должен потратиться, чтобы выкупить ее.

Свадьба сопровождается песнями и танцами. Гостей на осетинской свадьбе бывает очень много — несколько сотен, может быть больше тысячи, в совсем одиозных случаях количество гостей достигает двух тысяч. Во Владикавказе не каждый зал торжеств может себе позволить разместить столько людей. Гости приносят на свадьбу подарки, близкие родственники и шаферы дарят невесте драгоценности, остальные гости, зная, что свадьба — очень хлопотное и затратное дело, предпочитают дарить молодоженам деньги, чтобы хотя бы частично покрыть их расходы.

Отстояв в специально отведенном углу всю свадьбу, невеста в компании двух охранников из отчего дома, близких подруг, сопровождающих ее на протяжении всей свадьбы, шаферов и названной матери (кæнгæмад) уходит в отдельную комнату, где ей наконец разрешают присесть. К невесте периодически заглядывают гости, она встречает их стоя. Гости желают невесте счастья в новом доме, гармонии с новыми домочадцами и, как это принято у осетин, семерых сыновей и голубоглазую дочку.

С наступлением темноты жених отправляется в дом своего тестя, где теща готовит ему яичницу. Его сопровождают друзья. Этот обычай называется визит зятя (сиахсы цыд). Его приезда ждут с нетерпением — родственникам и соседям интересно взглянуть на выбор невесты. Молодежь устраивает в его честь танцы, женщины накрывают столы. За старшего сидит обычно кто-нибудь из соседей, как правило, близкий гостям по возрасту. Зять дарит женщинам конфеты, распивает с новыми родственниками несколько бокалов, но держит себя в руках и контролирует каждое слово и движение, чтобы произвести на тещу и тестя хорошее впечатление.

Жених и невеста не видят друг друга на собственной свадьбе

После застолья жених отправляется к теще, та дает ему бокал. Друзьям жениха подают бокалы другие близкие дому отца невесты женщины. Жених благодарит тещу, опустошив бокал, опускает в него купюру, его примеру следуют и друзья.

На этом официальные и многолюдные элементы свадебного цикла заканчиваются.

Кстати, жених и невеста не видят друг друга на собственной свадьбе, хотя и могут находиться в одном здании. Жених встречает гостей и принимает их поздравления, а невеста стоит в отведенном ей месте и также принимает поздравления. На свадьбе она не должна говорить. А с отцом жениха она заговорит только тогда, когда тот даст ей разрешение снять с головы косынку.

О красивом, формировавшемся многие столетия обычае осетинской свадьбы рассказать непросто, но мы надеемся, что вы получили представление.

Редакция благодарит Аслана Дзгоева за предоставленные материалы.

Михаил Абоев

5 731

После свадьбы

Обряды и традиции осетинских свадеб не заканчиваются и после церемонии бракосочетания. В доме жениха с молодой снимают фату, а делать это должен юноша, родственник. Ритуал совершается при помощи свадебного флажка, который передают из дома невесты. Когда фата будет снята, флажок укрепляют над печкой, где он должен быть постоянно.

После церемонии снятии фаты, невеста угощает всех женщин в доме медом из специальной чаши, которую потом отдают детям. Затем невесту увозят обратно домой, куда в дальнейшем приезжает жених с шафером. Здесь устраивается еще одно застолье.

На следующее утро невеста угощает местных ребятишек сладостями, а гости продолжают праздновать.

Снятие фаты

Особенного внимания заслуживает ритуал снятия фаты с невесты. Если раньше фату снимали только на второй день, то сегодня это делают в день свадьбы. Молодой парень, у которого в руках находится специальный флажок, взятый из дома невесты, приговаривая специальные слова, три раза обводит им над головой невесты и ловким движением руки поднимает ее фату — теперь все могут видеть ее лицо. Флажок, который был в руках у парня после церемонии традиционно хранится в доме молодых, выполняя роль символа вливания девушки в новую семью.

После того, как фата была снята с девушки, невеста должна угостить медом новых родственников (женскую половину) и в обязательном порядке мать своего мужа, а та – ее должна угостить. Именно это и служит символом хороших взаимоотношений между свекровью и невесткой. После этого, родители жениха и невесты приглашают друг друга в гости. После этого новоиспеченные родственники уже могут навещать друг друга даже без приглашения.

Свадебные наряды

Свадебная одежда осетин полностью соответствует легендарному эпосу. Женихи уже редко облачаются в национальный осетинский костюм, но невесты не изменяют традициям. Ее наряд символизирует тело голубки, в котором когда-то предстала божественная царевна. Он состоит из обязательных элементов: длинных рукавов, которые символизируют возраст вступления в брак, нагрудники, узоры на подоле платья и на рукавах, а также металлический пояс. Само платье должно быть длиной в пол и полностью закрытым. Также наряд невесты дополняет шапочка, круглой формы, и фата.

Свадебная наряды в Осетии всегда имеют роскошный и дорогой внешний вид. Они богато и искусно украшены. Нагрудники на платье невесты символизируют ветви Древа Жизни. Металлический пояс на талии защищает от злых сил, а узоры являются сильным оберегом.

Узор на свадебном осетинском платье может быть змеевидным и растительным. Они считаются очень древними и высоко почитаются. Орнаменты символизируют природу в разных ее проявлениях. Они располагаются по краям платья, где заканчивается его защитная функция. Шапочку также украшают подобные узоры.

На осетинской свадьбе все имеет сказочный и торжественный вид. Здесь можно увидеть много древних обрядов, которые восхищают своей самобытностью.

Разновидности

Несмотря на строгое требование присутствия в осетинском свадебном платье всех обязательных элементов, у невесты все равно есть право выбора. Она может примерить убранство, где рукава узкие или расклешенные. Может заменить традиционную ткань свадебной одежды на более современную. К примеру, классическое белое осетинское платье невесты из дорогого гипюра или фатина своим фасоном полностью повторит исторические требования наряда осетинской невесты.

Приход за суженой

Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.

Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.

Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.

Подробности

Детали наряда

В состав свадебного наряда осетинской невесты входит множество деталей, вот некоторые из них:

— корсет – выполнен из нескольких слоев шелка;

— рубаха (ситцевая либо шелковая), имеющая красный либо желтый цвет;

— металлический пояс, защищающий невесту от злых духов. Как правило декорирован дорогими красными камнями;

— кафтан — как правило, изготовлен из дорогих тканей (атлас, шелк либо бархат). Его вороти подол расшит вышивкой из золота;

— передник;

— нагрудник (символ ветви Древа Жизни);

— шапочка, расшитая нитями (золотыми и серебряными) и украшенная красивыми камнями, чаще рубинового тона;

— фата, она может быть заменена воздушным платком, надетым поверх шапочки и закрывающим лицо красавицы.

Весь костюм изготовлен в распашном крое. Сверху рубахи одевается кафтан, который фиксирует фигуру девушки и препятствует расстегиванию застежек на груди. Он почти не виден из-под платья и считается скорее декоративным элементом свадебной композиции. Под кафтаном на девушку надет корсет, который затянут с помощью шнура с множественными узелками. Согласно обычая, корсет развязывают, при этом не допускается использование острых предметов. Разрывать шнур тоже запрещается.

Рукава распашного платья, расклешенные книзу, расшиты вышивкой ручной работы и богатыми камнями. Это очень утяжеляет платье, но делает его необыкновенно красивым и солидным. В некоторых платьях рукава прямые, суженные у кисти рук. На такой рукав следует надевать широкие нарукавники. Осетинские свадебные наряды всегда роскошные и дорогие. Наряд закрывает чужих глаз все части тела невесты, включая шею и руки.

О головном уборе

Прекрасен головной убор девушки (шапочка), расшитый золотыми нитями и обрамленный воздушной фатой из нескольких слоев. Фата закрывает голову новобрачной от постороннего взора. Надо отметить, что фата со свадебной шапочкой, выполненной в форме усеченного конуса, является предметом выкупа на свадьбе в Осетии. Головной убор тщательно охраняют родные новобрачной, а гости пытаются его «украсть». В старину считалось дурной приметой, если головной убор невесты попадал в посторонние руки. Пояс невесты может быть из материи либо серебра. Считается, что чем богаче украшен пояс, тем зажиточнее семья невесты. Матерчатый пояс оригинально расшит, а металлический представляет собой своеобразный шедевр.

В старые времена платье невесты шилось из ткани красного цвета. Современные осетинские новобрачные одеты в одеяния светлых оттенков (белых, розовых, кремовых, голубых) с яркими элементами.

На ноги девушка обувает мягкую обувь, изготовленную из сафьяна (чувяки) с вышитыми золотыми и серебряными нитями узорами.

Невеста является олицетворением чистоты и целомудрия. Её свадебный наряд поражает своей роскошью и богатством.

Считается, что девушка в подвенечном наряде очень ранима и подвержена проискам злых сил, этим объясняется наличие многих оберегов и защитных узоров.

Когда невеста в свадебном наряде идет к свадебному кортежу ее сопровождает шафер. При этом, дорогу девушки посыпают сахаром в знак того, чтобы супружеская жизнь была сладкой. По традиции, эта роль отведена матери невесты. По пути в ЗАГС кортеж, согласно обычаю, останавливается в святых местах для молитвы.

Особенности осетинских традиций на банкете

Осетинская свадьба в отличие от свадеб многих других народов празднуется и в доме жениха и в доме невесты одновременно. Это очень многочисленное, веселое и хлебосольное мероприятие. Как правило, на таких свадьбах присутствует от двух сотен приглашенных. На свадьбу могут прийти знакомые и соседи, даже не получившие приглашения, а хозяева обязаны быть гостеприимными. Традиционно к праздничному столу хозяева зажаривают целого кабана, варят домашнее пиво и араку (домашнюю водку). Кроме того, на столе присутствует множество других угощений, а главное — три пирога, которые символизируют небо, воду и солнце.

Начинается все в доме жениха, где его друзья и родственники организовываются в свиту, в число которой входят: шафер, дружка и названная мать. Все они направляются в дом невесты, где их встречают и после специальной молитвы приглашают гостей к праздничному столу. А молодая невеста в сопровождении подруг отправляется облачаться в свадебное одеяние.

Осетинские свадебные традиции и обычаи

Несмотря на то, что сегодня многие обряды уходят в прошлое, осетинская молодежь продолжает чтить свои традиции. Поэтому свадьба в Осетии остается одним из самых ярких событий в жизни не только молодых, но и их семей, друзей и соседей, которые приравниваются к родственникам. С таким же большим размахом до сих пор отмечается и узбекская свадьба. И хотя, конечно, некоторые осетинские свадебные традиции претерпели изменения, в целом торжество проводится также, как и много лет назад. Разобраться во всех нюансах обрядов непросто, поэтому портал www.svadebka.ws подготовил для вас подробное описание каждого этапа свадьбы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]