Традиции Дагестана и народные обычаи: от гостеприимства до кровной мести. «Обычаи и традиции народов Дагестана Как проходит свадьба у дагестанцев


Дагестан – республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того, она является многонациональной и объединяет 102 народности. Среди них как коренное, так и заезжее население. К коренным национальностям относят аварцев, агульцев, андийцев, кубачинцев, даргинцев, лакцев, рутулов, лезгинов, табасаранцев, цезов и других.

Культура и традиции народов Дагестана очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытности.

Аварцы

Маарулал или аварцы – народ Дагестана, насчитывающий около 577 тыс. человек. Расселены они по всему западному Дагестану, особенно в горных районах. Большинство из них сельские жители. Общаются они на своем аварском языке, который имеет множество диалектов. Аварцы исповедуют ислам, но элементы язычества в их вере все же присутствуют. Они свято относятся к природе, чтят ее и взывают о помощи, исполняя магические ритуалы.

Традиционным занятием для этих людей являются скотоводство и земледелие. Из животных предпочтительнее разводят крупный рогатый скот, а в горах – овец. Аварцы развили высокоорганизованную структуру террасового земледелия, которая в горах дополнялась еще и оросительной системой. Как и остальные народы Дагестана, аварцы активно с давних времен использовали домашние промыслы. К ним относят ткачество, вышивание, вязание из шерсти, резьбу по дереву и камню, кузнечество.

Народ Дагестана

«Обычаи и традиции дагестанского народа»

Темаева Мадина

«Обычаи и традиции дагестанского народа»

Традиции и обычаи даргинцев

Свадебная обрядность даргинцев включала получение согласия на брак, сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Обряды приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству содержали: ввод в общую семейную комнату, первый выход за водой к сельскому роднику, возвращение домой.

В воспитании детей большое место занимало приучение с малых лет к занятиям взрослых:мальчик — это будущий воин, девочка — будущая хозяйка-мать. Отмечался праздник совершеннолетия, во время которого согласно обычаю юношу опоясывали кинжалом, девушка надевала хранимое в сундуке «взрослое украшение бабушки».

Наиболее торжественно даргинцы отмечали праздник первой борозды, знаменовавший собой начало нового сельскохозяйственного года и справлявшийся весной, в пору пробуждения природы. До этого праздника никто не имел права выйти на пахоту, а тот, кто нарушал традицию, платил штраф. Основа торжества — обрядовая запашка поля. Важное место в ритуале занимали магические приемы. Главным пахарем выбирали наиболее везучего, уважаемого человека, чтобы урожай был изобильным. Он надевал шубу, вывернутую наизнанку, что выражало пожелание богатого урожая: «Как густа шерсть у шубы, пусть так же густо вырастет урожай». Пахаря обливали водой, чтобы не было засухи.

Традиционным является праздник весны, который и в настоящее время очень красочно отмечается в селении Кубачи. Основные участники торжества — молодые люди. На этом празднике юноши присматривают себе невест.

Девушки особенно тщательно готовятся к празднику, шьют новые платья, вышивают белые покрывала. Важным условием участия в празднике является благополучие семей аула. В случае несчастья в какой-нибудь семье на праздник не выходят. Состояние погоды также играет существенную роль. Если погода туманная, дождливая, праздник откладывается.

Торжество начинается рано утром. Сигналом к началу праздника служит красный платок, который выстилается на горе, расположенной напротив аула. О начале торжества юноши оповещают выстрелами из ружей. Главная цель участников — дойти до дальнего родника. Девушки берут с собой начищенные до блеска медные кувшинчики, чтобы принести родниковую воду домой. У источника танцуют, молодые люди собирают цветы. Один из самых торжественных моментов — возвращение молодежи и встреча с жителями села. Здесь устраиваются совместные танцы.

Обрядовый праздник сорокового дня весны некогда был связан с торжественным шествием жителей к источнику за водой «от сглаза». Ее приносили домой для стариков, больных. Люди хотели приобщиться к чудодейственной, магической силе воды, которая, по их представлению, особенно усиливалась во время весеннего пробуждения природы.

Одним из древнейших был праздник урожая, совпадающий с окончанием полевых работ. Основа торжества — совместная трапеза, после которой организуют танцы и игры. Народный даргинский фольклор богат преданиями, легендами, сказками, пословицами и поговорками, героическими песнями и балладами.

Даргинские свадьбы

— не только веселье, но и дань уважения предкам. Сразу после ЗАГСа молодые посещают мечеть, а потом приходят в дом к родителям с поклоном и словами благодарности. Раньше даргинские свадьбы праздновались так, что женщины и мужчины сидели за разными столами. Сегодня эту традицию соблюдают не все. После совершения всех положенных обрядов начинается обычное современное веселье.

Приметы и суеверия на свадьбу

. Даргинцы считают, что чем больше людей почтят молодых своим присутствием на свадьбе, тем полнее будет их достаток и счастливее семейная жизнь. Мужчины, танцующие с невестой, должны осыпать ее золотом: так они желают счастья новой семье.

Кумыкские обычаю и традиции

Одним из самых радостных событий было рождение детей. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия. Особенно торжественно отмечалось рождение мальчиков. Еще до рождения свекровь готовила младенцу одежду, пеленки, люльку. Считалось, что роженицу и новорожденного очень легко «испортить», поэтому в комнату, где она находилась, не допускались посторонние. Главным врагом рожениц считали злого духа — женщину огромного роста с распущенными волосами. Поэтому во время родов в помещении,где находилась роженица,закрывали все окна и двери. О рождении ребенка сначала сообщали свекрови, потом другим членам семьи. Женщину кормили специальным кушаньем из пшеничной муки с медом и виноградом. Принято было снимать с головы отца новорожденного папаху, которую тот был обязан выкупать. Поздравлять семью с рождением ребенка приходили родственники и соседи. Через неделю после рождения младенца укладывали в люльку и давали ему имя. На этой церемонии присутствовали только женщины. В люльку ставили миску с мукой как пожелание того, чтобы младенец дожил до глубокой старости, когда его волосы станут белыми, как мука. Имя выбиралось на семейном совете. Обычно младенца нарекали именем умершего родственника или кунака. Первой имя называла бабушка. До определенного возраста детей отцы участия в их воспитании не принимали, не принято было проявлять и свои родительские чувства. Даже мать при посторонних не должна была ласкать детей.

Лезгинские обычаи и традиции

Почитание старших

.О степени воспитанности человека в лезгинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим; воспитанный человек относился к ним с большим уважением и предупредительностью. При этом высокое уважение к старшему выражалось независимо от его социального положения, национальной принадлежности.

Нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры народа. Эта система ценностей, созданная коллективным разумом наших предков, которой нынешнее поколение не может не дорожить. Эти добрые традиции соблюдаются ныне теми, кто будучи вполне современными людьми, сохранили в то же время добрые традиции прошлого, выделяющие их из окружения и делающие приятными и желанными в обществе.

Важнейшая форма проявления уважения к старшему у лезгин — приветствие. Встречаясь с лезгином, особенно старшим, вы обязательно должны поздороваться с ним первым. Всякий уважающий себя лезгин считал себя обязанным встать при появлении старшего, независимо оттого, знает он его или нет. Этикет требовал встать, уступить старшему место и не садиться до тех пор; пока человек, появление которого почтили вставанием, в свою очередь не попросит всех поднявшихся с мест не утруждать себя и сесть на свои места. Как бы младшего по возрасту ни просили, он не должен сесть раньше старшего из присутствующих. «Вас будут упрашивать, сажать насильно, но беда, если Вы поддадитесь:Вас сочтут за невежду. Поэтому Вы должны отговариваться и почтительно стоять. Этикет не позволял садиться рядом со старшим, а чуть поодаль, желательно на более отдаленной и низкой скамье. Молодой человек никогда не позволял себе в присутствии старших держать руки в кармане, сидеть вразвалку, расставив ноги, или положив ногу на ногу, словом, выбирал наиболее скромную позу.

В присутствии старшего младшие должны были слушать его молча, не следовало начинать разговор раньше него, вставлять свое слово в разговор старших, прерывать речь старшего, быть многословным, выпить лишнего.

Этикет не позволял пересекать дорогу старшем, входить раньше него в помещение. Порядок прохождения по старшинству соблюдался не только в домашних условиях, но и в пути. Когда младший едет со старшим, он непременно должен держаться с левой стороны. Если путников трое, то они идут в таком порядке: старший идет посередине, средний — с левой стороны, а младший — с правой. Старшему подавали огонь, если он курил; прикурить у старших не просили и вообще при них не курили. Когда старший произносил речь или тост за столом, младшие выслушивали его стоя и в абсолютной

тишине. Малейшее желание старшего следовало предугадать и предупредить, услуживать ему: младший знал свое место в обществе, в пути. Всякое непочтение к старшим осуждалось общественным мнением, считалось постыдным, роняющим достоинство человека. При старших не было принято говорить о любви, о женщинах, о своих детях. Совершенно исключались нецензурные и непристойные слова.

Наши предки отличалисьдолготетием

.Главная причина заключалась в том, что старики у нас не чувствовали себя ни дома, ни в обществе лишними людьми или тягостной обузой, а наоборот, вполне сознавали свою полезность, что содействовало их моральной и физической стойкости и выносливости. Такая забота и внимание вселяли в них уверенность, содействовали долголетию.

Старшие руководили трудовыми процессами, выступали поручителями и соприсяжными на народных судах, консультантами по свадебным и похоронно-поминальным обрядам; они же в дни народных праздников произносили молитвы. Они жили активной жизнью. До конца своих дней оставались главами своих семейных коллективов, с ними советовались. В целом старший пользовался непререкаемым авторитетом.

Даже если сказанное старшим было неправильным, никто не позволял себе резко прерывать его. В большинстве случаев жизненный опыт и знания старшего часто не только не противоречили, но, наоборот, содействовали воспитанию духовно здорового поколения. Пренебрежение части молодежи мнением и советами старших, бездумное подражание ложно понятой европеизированном культуре и новациям ничего хорошего нам не принесли, а вреда — больше чем достаточно.

Как показала жизненная практика, любовь и уважение, детей к отцам, к человеку старшего поколения является одной из лучших этикетных норм лезгинского народа. Младший обязан оказывать старшему уважение, внимание и помощь. Самые почетные места за столом, самые почетные части мяса — старшим, прежде всего за их здоровье поднимали тосты. Со своей стороны и старший по отношению к молодым должен был вести себя в высшей степени корректно, тактично, не злоупотреблять своим положением старшего.

Умудренный опытом старший хорошо понимал свои права и обязанности, соблюдаемые вековой традицией, старался соответствовать им, прилагал усилия, чтобы преждевременно не одряхлеть, держаться на уровне, быть опрятным и подтянутым. Отношения старшего к младшему, и наоборот, младшего к старшему регламентировались обычным правом, которое обе стороны соблюдали весьма строго.

В настоящее время, когда наше общество повернулось лицом к национальной культуре, возрождение к жизни выдержавших испытание временем норм поведения, связанных с уважением к старшему по возрасту, — дело первостепенной важности

Рождение ребенка

.Рождение ребенка, тем более первенца, считалось большим событием в семьях народностей лезгинской группы. Рождение его, особенно мальчика, несколько освобождало женщину от тяжелых обязанностей и давало ей заметные права. В честь рождения сына устраивали большой пир, в коем принимали участие все родственники, которые высказывали пожелания, чтобы в будущем «он имел много детей, долго жил и стал стариком». При рождении девочки желали, чтобы она была счастливой,

стала бабушкой, но чтобы была последней.

Во время беременности женщина не пользовалась специальным уходом и продолжала вести обычный образ жизни до самых родов, освобождаясь лишь от тяжелой физической работы. Ее желание охотно выполняли. В суеверных семьях к одежде беременной пришивали талисманы «хайклы» — обереги. Роды происходили в комнате, на земляном полу, в самой примитивной обстановке.

При родах ей помогала «генечи» (по-лезгински, «гана-баб» (по-табасарански) — бабка-повитуха. У части населения было распространено поверье, что беременную женщину окружают вереницы злых духов, старающихся погубить ее. Будучи бессильными оказать роженице реальную помощь,бабки-повитухи в трудных случаях прибегали к разного рода магическим средствам. Они развешивали в комнате роженицы «хайкелы» (амулеты, развязывали веник, надеясь этими приемами изгнать злые силы, лезгины верили в существование злого духа «Ал-паб», который, якобы, приносил страдание роженице. При трудных родах стреляли из ружья. Рождение мальчика считалось большим событием в жизни семьи и всех сородичей. Новорожденного мыли, пеленали и только после этого клали к матери. После родов роженицу кормили специальной ритуальной пищей «хешил», а также халвой. Все родственницы и соседки приходили навещать роженицу и ребенка. Они приносили с собой угощение и подарки. По обычаю при родах жены муж уходил из дому. При рождении мальчика родственник или сельчанин торопился обрадовать отца ребенка. Первый, кто успевал сообщить о рождении сына отцу, получал от него деньги или даже целого барана. В честь новорожденного сына-первенца родители раздавали наиболее уважаемым родственницам подарки, а через три дня готовили национальные блюда и угощали гостей. На торжество приглашалась и бабка-повитуха, принимавшая роды, которую наделяли подарками, а родственницы новорожденного старались поддерживать с ней хорошие отношения. Первые несколько дней ребенок лежал в постели у матери. Когда мать поднималась и принималась за работу, ребенка пеленали и клали на спину в специальную детскую национальную люльку «кьеб». К люльке подвешивали «хайкелы» (амулеты) от «дурного глаза», под подушку клали нож, ножницы и т. д.

Чеченские обычаи и традиции

В семейном кругу

«Отношение к старшим

». Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.

Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.

Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по — чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего — «мама». Дети могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят. Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения — значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых старших родственников. Нельзя также разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.

Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай: там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

«Родственные обязанности

». Чеченские семьи в большинстве своем многодетны. Кроме того, в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Веками складывались правила родственных взаимоотношений. В общих чертах, они таковы.

Конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и тому подобное разрешает старший во дворе мужчина или женщина.

Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слез.

Чеченские дети знают, что именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он скорей откажет в чем-то своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.

Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими, и наоборот. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. При этом особая корректность требуется по отношению к невестке. Так, свекр обязан быть крайне деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.

«Честь семьи

». У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников «почернеть лицом», «опустить голову». А о достойном поведении говорят обычно: «Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать» или: «Сын такого отца не мог поступить иначе».

Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества — в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам никого первый не обижай».

Агульцы

Агульский народ Дагестана проживает в южной его части. Численность этого населения приблизительно равна 8-9 тыс. человек. Для общения они используют агульский язык, который является родственным для лезгинского. Проживает эта народность в 21 поселении юго-восточного Дагестана.

Традиции этого народа, как и традиции народов Дагестана в целом, уникальны. Главным занятием на протяжении веков для агульцев было скотоводство. Только мужчины имели право ухаживать за овцами. Женщины же занимались исключительно крупным рогатым скотом.

Обработка металла была очень важным аспектом жизни агульцев. Кузнецы изготовляли топоры, косы, ножи и серпы, которые пригодятся в любом хозяйстве. Агульцы были превосходными строителями. Они строили мосты, дома и мечети. Украшали свои сооружения искусно вырезанными камнями, в орнаментах которых отображалась вся культура народов Дагестана.

Андийская группа народов

Андийцы – это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и, собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.

Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений.

Народы Дагестана

Куначество

Кунаком принято называть близкого друга или ближайшего товарища из присутствующих, но неизменно связанного с хозяином дома тесными узами давней дружбы и совместно пережитых событий. Куначество — это относительно позднее явление, берущее свое начало на традициях гостеприимства и постепенном ослаблении в реалиях современного мира кровных, родственных связей. Если раньше жители поселения порой проводили в нем всю свою жизнь, не считая переезда девушки после замужества в дом жениха, то сейчас многие дагестанцы покидают отчие места ради учебы, работы, карьеры или по другим причинам.

Институт куначества настолько прочно вошел в жизнь народа, что кунаки начали как бы передаваться по наследству — от отца или деда к сыну или внуку, от одних потомков к другим. Иногда их связывали вновь приобретенные семейные узы, нередко дружить начинали дети друзей и т.д. Однако всегда считалось правильным иметь кунаков как можно более близких по национальности или из других кавказских народов, с которыми у дагестанцев сложились добрососедские отношения.

Даргинцы

Даргинцы – народ Дагестана, традиционно населяющий горные районы. Языка, который бы объединял всех даргинцев, не существует, вариаций даргинского языка много. Обычаи и традиции народов Дагестана, как и даргинцев в отдельности, тесно связаны с общими социальными и хозяйственными процессами, которые происходили в древний период истории. Занимались они обычной для жителей этой территории деятельностью, то есть скотоводством, земледелием и народными промыслами. Даргинцы славились своими ювелирными и коже-шерстяными изделиями, оружием. Женщины обрабатывали шерсть, ткали сукно и паласы.

Культура и традиции народов Дагестана

Обычаи Дагестана, связанные с родством

Дагестан
Дагестан

Побратимство

Данный обычай имеет древнейшие корни. Обычно обряду побратимства подвергаются мужчины, которые дают зарок стать кровными друзьями на всю оставшуюся жизнь. Проходить данный обряд может двумя путями: устной клятвой в верности друг другу или смешение крови. Для этого каждый из мужчин наносит на своем теле рану и капает кровью в емкость с водой. После этого напиток выпивается обеими сторонами. Такое смешение даровало мужчинам силу, мужество и отвагу.

Вообще, к обычаю побратимства прибегают люди, которых объединяет какая-то серьезная жизненная ситуация. Например, война, совместные подвиги, оказание помощи в сложном положении. Сначала такие отношение перерастаю в дружбу, а уже потом в побратимство.

народ Дагестана
народ Дагестана

Братство по молоку

Молочное братство – довольно древняя и распространенная традиция Дагестана. Ее суть заключается во вскармливании младенца молоком неродной матери, которая кроме своего ребенка кормит еще одного. Такие дети становятся братьями по молоку. Считается, что молоко всасывается в кровь и распространяется по телу. Таким путем происходит родство детей.

Вскармливание молоком другой женщины может быть временным, если родная мать в отъезде, или же постоянным.

Кубачинцы

Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке Кубачи Дахадаевского района. Численность их не превышает 1900 человек. Кроме этого кубачинцы живут и в других поселениях Средней Азии и Кавказа. Их родной язык – кубачинский. Жители этого поселения в основном ремесленники. Если они и выращивали продукты или выпасали скот, то это носило вспомогательный характер.

Наиболее распространенными ремеслами издавна были металлообработка, строительство, резьба по дереву и камню. Женщины занимались вязанием, ткачеством, вышивкой, изготовляли войлок, из которого мастерили обувь. Знание и мастерство в обработке металла передавалось от отца к сыну. Интересными являются народные танцы кубачинцев, которые были тщательно разработаны для исполнения различных обрядов.

Большие и малые народы

Среди многонациональных народов России дагестанцы являются одними из самых «пестрых» по своему составу. Собственно, все жители республики являются представителями разных малых народностей, а такой национальности, как дагестанец, попросту не существует. Например, аварцы, чья численность оценивается примерно в треть всего населения республики, в свою очередь объединяют еще порядка 15 этносов, и это еще не последнее деление. Самой малочисленной народностью здесь считаются цахуры, на сегодняшний день численность их составляет не более 10 тысяч человек, основной процент этого населения проживает в Азербайджане. Местом обитания этой малой народности является одноименное поселение Цахур в высокогорном Рутульском районе, который считается наиболее труднодоступным во всей республике. Селение неоднократно сжигалось дотла в разное время многочисленными завоевателями, но трудолюбивые и терпеливые цахуры каждый раз восстанавливали его из пепла и отстраивали свои дома заново.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие — выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Традиции народов Дагестана

Новая история Дагестана

Участникам пресс-тура посчастливилось встретиться с интереснейшими людьми: Магомедали Магомедовым — он руководил регионом в трудном 1999 году, и ополченцами, которые приняли на себя пекло событий тех лет. Истории той поры — пример мужества, чести, любви к своему очагу, Республике, стране. Один из героев, Магомед Исаев, взял в плен двух террористов.

Магомедали Магомедов руководил регионом в 1999 году.Фото: Елена БОГДАНОВА

При этом участники тех событий говорят, что для них самое важное — даже не материальная оценка их деятельности от федеральных властей, а уважительное отношение, возможность для их детей работать честно и добросовестно в своей республике. Для участников событий 1999-го года важнее всего уважительное отношение, возможность для их детей работать честно и добросовестно.Фото: Елена БОГДАНОВА

Для участников событий 1999-го года важнее всего уважительное отношение, возможность для их детей работать честно и добросовестно.Фото: Елена БОГДАНОВА

Про таких как они Расул Гамзатов говорил: «Веками учил ты и всех и меня / Трудиться и жить не шумливо, но смело!»

Действующий глава Дагестана Владимир Васильев встретил нас в парке, а потом за чашкой чая отвечал на вопросы журналистов. Делился успехами, но и не скрывал проблемы, рассказывал о задачах, которые стоят перед руководством республики.

Действующий глава Дагестана Владимир Васильев (слева) рассказал журналистам о задачах, которые стоят перед руководством республики.Фото: пресс-служба главы Республики Дагестан

Он еще раз подчеркнул, что сейчас в первую очередь нужно сформировать честную и профессиональную команду. Именно поэтому на ключевые посты в правительстве республики назначены победители конкурса «Мой Дагестан». Этот конкурс по формированию кадрового резерва проведен правительством Дагестана совместно с администрацией Президента России. В нем приняли участие 6 тысяч человек. Победителями стали 54 участника. Половина уже трудоустроены. Журналистам удалось пообщаться со многими, это действительно профессионалы, они поставили перед собой амбициозные задачи: в короткий срок совершить рывок во многих направлениях развития республики.

В Дагестане после нескольких судов над мэрами ходил анекдот: «Ищу работу мэром, Махачкалу не предлагать». Новые руководители, назначенные после победы в конкурсе, подают надежды на то, что в Дагестане бизнес станет прозрачным, налоги будут оставаться в регионе, сюда потянутся туристы.

Красоты Дагестана лучше увидеть своими глазами.Фото: Елена БОГДАНОВА

В Дагестане хочется жить! Возможно, поэтому республика и занимает одно из первых мест в России по продолжительности жизни. В страну возвращаются те, кто когда-то уехал в поисках лучшей доли и добился успеха. Теперь у них появилась возможность работать на благо своей республики.

Советую всем побывать в этом удивительном регионе и воочию увидеть все перемены, которые произошли с республикой за последние годы.

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Культура народов Дагестана

День 1 борозды

В селах, где жители полностью посвящены сельскому хозяйству, до сих пор отмечают День Первой борозды. Это старинный праздник, корнями уходящий в царские времена. Кстати, он характерен не только для народов Кавказа. Аналогичные церемонии имели место быть и в культуре Китая, и Индии.

В день начала весенних полевых работ все жители аула выходят на улицу. Начало посева – это большое событие. В честь него устраиваются традиционные гуляния с песнями, угощениями, конкурсами.

Церемония Первой борозды. Перед началом процесса обязательно проходит молитва. Затем глава аула или уважаемый человек из селян должен вспахать первую борозду. Это действие считается больше частью церемонии. Ведь в этот день поле не продолжают вспахивать, так как все переходят к гуляниям.

Табасараны

Этот народ также проживает в Южном Дагестане. Их численность равна 90 тыс. человек. Табасаранский язык делится на южный и северный диалекты. Основное верование – ислам. Занятия также очень традиционны для этого региона – животноводство и земледелие. Табасараны являются мастерами в ткачестве ковров, гончарстве, кузнечестве, обработке дерева и изготовлении носков с разнообразными узорами. Достаточно развиты разнообразные жанры фольклора, такие как мифические сказания и обрядовые песни.

Обычаи народов Дагестана

Цезская группа народов

К Цезским народам относятся гинухцы, бежтинцы, цезы, гунзибцы и хваршины. Общего языка нет, народы общаются на своих наречиях. Для этих народностей издавна огромное значение имели кровные узы семей, так называемые тухумы. Эти объединения помогали каждому члену, подбирали наиболее выгодную партию для брака. Из продуктов использовали молоко, сушеное и свежее мясо, крупы, муку, свежие и сушеные фрукты. Хотя эти народи и исповедуют ислам, верования в джиннов, домовых, чертей и ведьм сохранились.

Таким образом, Дагестан является колыбелью множества народов. Культура и традиции народов Дагестана и в наше время сохранила свои отличительные черты, что делает их интересными для изучения. Их вера соединила в себе основные черты ислама с пережитками языческого прошлого, что делает их уникальными.

Второй день

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане уже проходят в доме жениха. В этот день он приходит за невестой и молодых провожают из дому. Когда молодой приходит за своей избранницей его встречает ее сестра, выполняя традиционный танец. Мать невесты преподносит молодым чашу с медом, угощая их. Согласно поверьям, такой ритуал способствует долгой и счастливой жизни брачующихся.

В этот день можно увидеть множество интересных обрядов, соревнований и конкурсов, которые хорошо раскрывают всю искусность дагестанцев. К примеру, большинство из них очень хорошо танцуют. Вся причина в том, что их готовят к свадьбе с раннего детства, обучая народным танцам и песням.

Подготовка к свадьбе в Дагестане построена таким образом, что все торжество начинается с полуденного времени. Молодую привозят в дом жениха и здесь уже начинается настоящее веселье. Парни танцуют отдельно от девушек, но это не мешает им подыскивать себе спутницу жизни.

Самым важным событием на свадьбе является танец новобрачных. Но прежде чем он случится, невеста обязана станцевать с каждым мужчиной на торжестве. Молодая танцует, а мужчина кружится возле нее и бросает денежные купюры, которые подбирает подружка невесты. В Дагестане не принято дарить подарки, вместо этого преподносят деньги.

Начало танцев в Дагестане называется «дем», и его открывает главный танцор — «аравул». К нему подключаются остальные мужчины. Сестра жениха начинает танцы для женской половины, таким образом, начинается танцевальное состязание, которое может продолжаться до позднего вечера.

Свадьба в Дагестане славится большим пиршеством, во время которого тоже происходят различные ритуалы. В это время преподносят подарки жениху и невесте от родителей и близких родственников. Новобрачная обязана сходить на кухню и одарить подарками всех, кто помогал в организации торжества. Вел церемонию тамада, которого выбирали из родственников заранее. Он следил за правильной организацией свадьбы и соблюдением всех обычаев.

Современные дагестанские бракосочетания во многом похожи на европейские, но некоторые обычаи до сих пор актуальны. Особенности свадебных нарядов в Дагестане таковы, что жених на церемонию обязан надеть папаху. В ней он выполнял свадебный танец, также шапка была эпицентром внимания многих гостей. Ее все время хотели похитить, требуя взамен выкуп.

Зачастую свадебное торжество занимало два дня, если молодые были из разных селений. Когда же они жили в одной местности, проводили одно большее празднество.

Дагестанские обычаи на свадьбе не заканчивались. В течение первых дней гости наведывались в дом новобрачных в любое время суток, а жена должна была их радушно принять, показав свое гостеприимство.

Каждый свадебный обряд в Дагестане является интересным и необычным. Сама свадьба проходит энергично и весело.

(традиции и обычаи в Дагестане)

Дагестанские свадьбы

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, и самые яркие и красивые из них относятся к обряду бракосочетания. Считается, что дагестанские свадьбы в этом плане самые помпезные: сотни приглашенных, громкая музыка, яркие наряды, народные танцы, множество угощений и многое другое. Соблюдение ритуалов – главное составляющее традиционной дагестанской свадьбы.

В современном мире многие традиции были утрачены, влияние европейской культуры и мусульманской религии сказались на свадебных обрядах кавказских республик. Часть населения придерживается религиозных канонов, другая старается сделать из свадьбы театрализованное шоу. И, к сожалению, это сказалось на том, что дагестанские свадебные обычаи редко встречаются в процессе бракосочетания. Тем не менее, все они имеют схожие черты.

Прежде чем играть свадьбу, необходимо соблюсти обряд помолвки, который включает в себя сватовство. Жених со свитой отправляется в дом невесты с подарками, где делает ей предложение. Получив положительный ответ, решается день для процесса Никях (мусульманское бракосочетание), а также молодые люди отправляются в ЗАГС для подачи заявления. После устраивается шумное гуляние в честь этого радостного события, и уже со следующего дня начинаются свадебные приготовления. Кстати, в большинстве дагестанских семей деньги на свадьбу начинают откладывать, как только ребенок появился на свет.

На Кавказе сложилась традиция, что дагестанские свадьбы играют в несколько дней. При этом устраивают два отдельных празднования: в семье невесты и в семье жениха. Связано это с тем, что родители невесты по традиции не могут присутствовать на свадьбе дочери. Но какой любящий родитель сможет вот так просто отдать свою дочь замуж? Несколько веков назад в связи с этим праздновались две свадьбы – мужская и женская.

Таким образом, представители обоих полов могли не смущаться во время веселья. По окончанию празднования жених забирал к себе невесту и увозил к себе домой. Сегодня принято, что назначается две даты свадьбы, промежуток между ними – неделя. Первая свадьба празднуется в доме невесты, куда съезжаются все ее родственники и друзья (как вариант, это может быть ресторан).

В этот день с молодой девушкой как бы прощаются в родительском доме. Вторая свадьба проходит в день официального бракосочетания. В этот день невесту принимают в свою семью родственники жениха. Ее выкупают у родителей, и она собирает все свое приданое, чтобы отправиться в новый дом. Празднования могут длиться несколько дней подряд. Такое разделение позволяет присутствовать жениху и невесте на обеих свадьбах.

В последние годы эту традицию стали нарушать, чтобы сэкономить: празднуют одну свадьбу, куда приглашают всех. Большую роль на дагестанской свадьбе играет наряд невесты. Он должен быть красивым, грациозным, нарядным и помпезным одновременно, выражать богатство своим блеском. Современные невесты ко дню свадьбы приобретают два наряда: национальный костюм и белое подвенечное платье, символизирующее чистоту и непорочность. У жениха тоже может быть несколько костюмов.

Среднее количество приглашенных на дагестанскую свадьбу варьируется от 500 до 1000 человек с каждой стороны. Обычно приглашают живой оркестр и тамаду, устраиваются конкурсы среди гостей, дарят подарки.

Свадебные обычаи дагестанского народа тесно переплетаются с его национальной культурой. Среди характерных традиций дагестанской свадьбы можно выделить:

1) Двойное празднование

. Праздник проводится два дня, первый раз в доме невесты, а второй в доме жениха. Важно,что дни празднования идут не подряд, а с перерывом в семь дней.

2) Запрет свадьбы в определенные дни

. В Дагестане нельзя жениться в дни рождения будущих мужа и жены, в дни рождения их родителей и религиозные прадники исламской религии.

3) Выбор типа проведения праздника из двух противоположных.

Жених и невеста вместе с родителями сами решают, чего хотят: бесшумный, спокойный праздник с табу на алкоголь или весёлую заводную вечеринку с классическим набором увеселительных напитков.

4) Много гостей.

Несмотря на тип свадьбы, присутствовать на ней должно не меньше трёхсот гостей, но их число обычно не больше полутора тысяч. Каждому жителю города, в котором проживают молодожёны, нужно хотя бы ненадолго появится на торжестве в знак уважения.

5) Кража невесты в случае несогласия родителей

.
Повсеместно кража невесты на современных дагестанских свадьбах не практикуется, но если родители не дают своего благословения, то жениху ничего не остаётся, как украсть их дочь, чтобы она провела ночь в его доме. Поскольку такое явление влечёт за собой позор для девушки, то свадьбе суждено состояться.
6) Тайное сватовство.

Процедура сватовства происходит вечером путём визита родителей жениха в дом невесты, где ей вручаются различные подарки. При этом сам факт такого визита стараются не оглашать, а сам процесс проходит в тесном кругу только с самыми близкими родственниками невесты.

7) Красивое богатое празденство.

Как только в дагестанской семье рождается ребенок, денежные средства семьи начинют откладываться на его свадьбу, поэтому такие события всегда пышные и дорогостоящие.

8)Оплакивания невесты

.
В первый день праднования свадьбы, которое проходит в доме невесты, её подруги оплакивают её, потому что уход невесты в дом жениха принято считать грустной для них ситуацией;
9) Стрельба друзей жениха

.
Примечательно, что когда друг женится, его товарищи занимаются стрельбой, потому что такое занятие помогает сделать молодую семью счастливой и отогнать от неё беды.
10)Танец молодожёнов.

Этот процесс особо удивителен на дагестанской свадьбе, это обязательный её компонент. Сначала вокруг невесты приглашённые мужчины танцуют лезгинку и бросают на пол деньги, которые собирает подружка невесты. Аравул (тот, кто начинает пляску на свадьбе) предвещает начало танцев для мужчин, а вот приглашенные женщины выходят танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.

11) Наряд.

Женщине на свадьбу принято одеваться изящно и красиво, в длинное платье, на голову фату не надевают. Мужчина одевает обычный костюм, но на голове во время танца у него должен находиться народный головной убор — папаха.

12) Испитие мёда

.
Как только невеста входит в дом жениха, его мать протягивет ей чашу с мёдом,чтобы попробовав его, семейная жизнь невесты стала сладкой и гладкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: