Характерные черты татарского народа
Каждый народ имеет определенные особенности, которые отличают его от остальных, и татарский не является исключением. Касательно внешнего вида татар, довольно распространено мнение о том, что большинство представителей имеют темные волосы, карие глаза и выраженные скулы.
Но это не всегда верно, так как помимо такого типа внешности встречаются также и полностью противоположные. Очень важно учесть, что крымские, казанские, астраханские и другие татары, являются совершенно разными народами и имеют между собой много отличий.
Практически всех представителей данного этноса объединяют такие черты характера, как глубокий патриотизм, трепетное отношение к семье и Родине, трудолюбие. Особенно заметно проявляется именно национальное самосознание, гордость за свое происхождение.
Татары чтят историю своей нации, большинство может похвастаться отличными историческими знаниями. Патриотизм также проявляется в заинтересованности национальными праздниками, обычаями и традициями. Их проносят сквозь поколения и не забывают, тем самым сохраняя свою неповторимую культуру.
В общении с людьми татары проявляют себя как уверенные в себе и своей семье люди, обладающие также развитым чувством собственного достоинства. Иногда они могут быть чересчур настойчивыми и непреклонными, за счет чего без усилий добиваются необходимого.
Особенно важное качество, которым славятся татары – это любовь к работе и высокая трудоспособность. При особенной заинтересованности делом, они могут приложить массу усилий, даже не заметив, как с головой ушли в процесс. Это привлекает работодателей и помогает стремительно развиваться в карьере.
Различия между разновидностями татарского этноса особенно проявляются в их взаимодействии с другими народами. Например, крымские и польско-литовские татары больше склонны к недопониманию и обидчивости.
Они могут быстро решить возникшую проблему, но тем не менее проявляют некоторую агрессию. А представители казанские и сибирские, наоборот, без каких-либо трудностей заводят новые знакомства с людьми из других этносов. Они легко могут развить отношения до более близких, или же наладить профессиональные и рабочие связи.
Религиозные праздники
Начнем рассмотрение традиций татарского народа с религиозных праздников. Здесь можно обнаружить очень много схожих моментов с мусульманскими обычаями. Так, утро в такой день начинается с молитвы, в которой принимают участие исключительно мужчины. После этого они собираются вместе, и идут на кладбище, где воздают молитвы на могилах своих ушедших родственников.
В это время женщины находятся дома вместе с детьми и занимаются приготовлением праздничного стола. Кстати, здесь культура татарского народа имеет небольшое пересечение и с русскими традициями. Речь идет о тесном общении с соседями, которые в течение дня обязательно заходят друг к другу в гости, приносят какие-то подарки или же просто поздравляют.
Например, на праздник Курбан-байрам (день жертвоприношений) люди угощают друг друга мясом убитого барашка. Считается, чем большое количество людей удастся угостить вкусной пищей, тем лучше будет год в этой семье.
Напомним, что религия татарского народа — это мусульманство. Хотя, если быть точными, то это ислам суннитского толка. Но среди этих людей имеется и исключение в виде достаточно большого числа крещеных татар, которых обратили в христианство.
Правила поведения у татарского народа
В общественной жизни татары, как приверженцы исламских традиций, друг с другом здороваются общим для всех приветствием «Аассалам алейкем! Алейкем ассалам». Особенно это распространено у старших поколений, а младшие могут использовать и другие трактовки.
Важно заметить, что здороваются татары за обе руки. Особенно по отношению к старикам это правило ни в коем случае не должно быть нарушено.
Согласно татарским обычаям и традициям, приветствовать уважаемого человека нужно двумя руками
В официальной обстановке представители татарского этноса ведут беседу сидя друг напротив друга, соблюдая достаточное расстояние. Во время этого дурным тоном считается слишком активно жестикулировать, сидеть в расслабленной позе и употреблять неположенные жесты.
В завершение встречи собеседники просят друг от друга понимания за возможные нарушения четко установленных аспектов этикета. Также обязательно нужно поблагодарить за потраченное время, угощение и пожелать всего наилучшего.
Особенно важное место в татарском этикете занимает поведение при приеме гостей и застольях. Представители данного этноса крайне гостеприимны и открыты для людей, что предполагает постоянное с ними взаимодействие.
Раньше татары собирали гостей не только по таким важным событиям, как праздники, свадьба или похороны, но и без повода. Также, например, забой скота, изготовление сыра, масла и других продуктов, должны были быть поводом собраться с близкими и родными.
Важное место в гостевом этикете играют обязательные презенты, которые дарят приходящие гости хозяевам дома. Они не обязательно должны быть дорогими, но важно ориентироваться на определенные интересы, увлечения и возраст. Также не должны быть обделены все дети семьи и младшие родственники хозяина, так как им тоже полагаются гостинцы.
По татарской традиции, в отличии от других национальностей, подарки дарят не только хозяевам, но и получают взамен. По ценности они должны быть примерно одинаковыми, чтобы показать свое взаимное уважение.
Вкусная еда
В татарских семьях ее рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. Применение находит в основном баранина, говядина, мясо птицы. Татары — бывшие кочевники, поэтому они научились заготавливать продукты животноводства впрок — катык, эртек, эремчек, курут, кумыс готовят из молока коз, коров, верблюдов и коз. Любят татары и различные бульоны, которые заправляют зеленью. Из напитков они предпочитают чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собирают и сушат множество растений: шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие.
В качестве первого блюда обычно варят суп. Например, кулламу. Для него готовят мясной бульон из трех сортов мяса: гусятины, говядины и баранины. Когда он готов, его процеживают и добавляют в него лук, картошку и лапшу. Варят до готовности и заправляют нарезанным мясом. Подают с курутом и зелень. К чаю пекут пироги как сладкие, так и с мясом, а также подают сладости, чак-чак, мед, конфеты.
Традиции татарского народа в питании
Кухня татарского народа формировалась на протяжении долгого времени за счет географического расположения, особенностей этнической и религиозной принадлежности. Она славится своей многогранностью и огромным разнообразием вкусовых сочетаний.
На протяжении развития культуры своего народа, татары занимались земледелием, из-за чего в рационе особенно преобладало наличие зерновых культур. На рубеже XIX-XX веков в рационе заметно увеличилось преобладание различных блюд из картофеля.
Что касается овощей, долгое время татары очень мало внимания уделяли огородничеству, из-за чего выращивание таких культур как томаты, огурцы, капуста и лук ограничивалось небольшим урожаем.
Всегда в хозяйстве татар важнейшее место занимал скот и разводка птиц. Из-за этого сформировалась кухня, в которой присутствует множество способов приготовления мяса, как крупных животных, так и мелких. Такой же популярностью пользуется использование яиц, масла, сыра. Практически ни один прием пищи не обходится у татар без продуктов животного происхождения.
Чаепитие является не только завершением обеда или ужина, но и важнейшей частью татарских традиций и обычаев. Крайне распространена фраза «Чайный стол – душа семьи», которая наглядно показывает значение чая как напитка для представителей этого народа.
Его предпочитают в свежезаваренном виде и обязательно горячий, именно поэтому пьют из маленьких чашек. По вкусу добавляют молоко, сахар, мед, цукаты или дольки яблок.
Касательно этикета за столом, любой прием пищи должен начинаться и заканчиваться мытьем рук и молитвой. Приниматься за трапезу необходимо сразу же после того, как все блюда готовы и выставлены на стол, чтобы не заставлять себя ждать. Но при этом важно отметить, что если присутствуют старшие почтенные люди, то начать должны именно они.
Все татарские блюда делятся на несколько частей:
- первые (борщ, супы: рыбный, пшенный, мясной, рисовый, перловый);
- вторые (мясо, кроме свинины, птица, рыба, в качестве гарнира разнообразные крупы, картофель, овощи);
- сдоба с несладкой начинкой, которую подают к основным блюдам (беляши, самса, буккены, курник, чебуреки);
- сладкая сдоба (блины, оладьи, катлама, чак-чак, баурсак, пироги со сладкой начинкой);
- напитки (в своем большинстве это чай, но сюда же относятся компоты, свекольный и хлебный квас).
По правилам рамазана, татары старше 12 лет должны соблюдать пост, который длится месяц и налагает запрет на прием пищи до захода солнца. Но влияние ислама распространяется также и на остальное время, призывая к умеренному количеству принимаемой пищи и алкогольных напитков.
Музыка
Она отличается мелодичностью и делится на несколько разновидностей:
- Баиты;
- Танцевальные мотивы;
- Наигрыши;
- Инструментальные пьесы;
- Напевы поэтических произведений;
- Духовные ритмы, отличающиеся по темпу и интонации.
Для проигрывания национальной музыки применяют гусли, кубыз и думбыра. При исполнении современных мотивов используют классические инструменты. Характерная черта музыки татарского народа – это одноголосие.
Праздники в Татарстане
Татарские традиции и обычаи включают в себя внимательное и почтенное отношение татар к национальным праздникам. Самые главные из них официально закреплены и отмечены выходными днями. К ним относятся исторически сложившиеся – День Республики и День Конституции Тататрстана, а также национальные – Сабантуй, Курбан-байрам, Науруз.
День Республики отмечается 30 августа в день принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. В 1990 году в этот день регион получил статус Татарской Советской Социалистической Республики. Когда СССР распался, Татарстан не отделился, а продолжил быть в составе Российской Федерации.
Этот праздник играет важную роль в историческом развитии татарского народа, поэтому отмечается соответствующе. С самого утра начинаются разнообразные мероприятия и концерты, а вечер завершает масштабный салют.
Еще одним важным государственным праздником является день принятия Конституции Татарстана, отмечающийся 6 ноября. Она была принята в 1992 году, на 12-й сессии Верховного Совета СССР. Как и для любой страны этот день считается одним из самых важных в истории, поэтому является выходным и отмечается населением.
Касательно национальных праздников, особенно широко отмечается Сабантуй – масштабное увеселительное и спортивное мероприятие, в котором может поучаствовать любой желающий. Точной даты у этого праздника нет, но в основном она припадает на конец весны, как символ окончания полевых работ.
В это время татары чувствуют особенную сплоченность своего народа, а также отдают почтение своей истории и традициям.
Существуют также и некоторые другие татарские праздники, которые не так широко известны, но тем не менее, отмечаются каждый год:
Название праздника | Дата | Краткое описание |
Нардуган | 25 декабря | Символизирует пробуждение природы, начало жизни и культ Солнца. |
Навруз Байрам | 21 марта | Праздник весны, связан с возникновением земледельческого календаря. |
Курбан Байрам | 11-15 августа | Праздник жертвоприношения, отмечаемый у мусульман. |
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Барнаул. Достопримечательности, где находится на карте России.
Религиозные традиции Татарстана
В стране проповедуют ислам. Дни религиозных праздников мусульмане начинают с коллективной молитвы в утренние часы. В процедуре принимают участие только мужчины. Затем они отправляются на погост и вновь возносят молитву возле могилы родственников. В это время женщины занимаются приготовлением обеда.
Как и в нашей стране, у татар в дни праздников принято ходить в гости к родным и поздравлять их. Вернуться к оглавлению
Рамадан и Рамазан
На тюркском наречии наименование обряда звучит как «ураза». Девятый месяц в календаре мусульман. Согласно преданиям, именно в это время ангел Джибриль передал пророку Мухаммеду первое божественное откровение. Оно входит в священную книгу мусульман – Коран. На уразу принято молиться ежедневно.
Пост
Во время Рамадана мусульмане придерживаются строгих ограничений в пище. Это требуется для укрепления самодисциплины. Также помогает научиться верно исполнять наказы Аллаха. В течение всего дня, от восхода солнца и до его заката, строго запрещено употреблять пищу, пить воду, курить и предаваться иным утехам.
Пока светило освещает землю мусульмане должны трудиться и молиться, изучать Коран или заниматься благочестивым ремеслом. Также в обязательном порядке требуется отдать что-то на благотворительные цели.
Курбан-Байрам
Праздник жертвоприношения. Отмечается в десятый день двенадцатого месяца по лунному календарю мусульман. Празднество проводят по завершении хаджа. В соответствии со священной книгой, ангел Джабраил пришел во сне к пророку Ибрахиму и поведал ему волю Аллаха.
Мужчина должен был принести в жертву старшего сына Исмаила. Пробудившись, пророк отправился в долину Мина, на то место, где сейчас возведена Мекка. Там он начал первые приготовления к жертвоприношению. |
Как выяснилось позже, это было всего лишь испытание. И когда отец готов был убить сына, Аллах смилостивился над мужчиной, разрешив заменить отрока на ягненка.
Курбан-Байрам символизирует милосердие и величие Бога, лишний раз подтверждая, что самая лучшая жертва – это истинная вера.
Детишки и традиции
Ранней весной малышня отправлялась по домам своего поселка, собирая крупу, яйцо и муку. Из собранных продуктов взрослые девушки варили кашу в огромном котле. Чуть позже наступал праздник «крашеных яиц».
К нему начинали готовиться накануне. Хозяйки с помощью подручных средств окрашивали яйца в разные цвета. Чаще всего применяли шелуху от лука или листья березы.
В этот же день пекли булочки и крендели. С утра пораньше детки опять отправлялись по домам и разбрасывали по полу щепки, сопровождая свои действия задорными песенками. Подобный обряд проводился с целью избежать «пустующего двора».
Праздник Плуга
Самое массовое и популярное торжество в Татарстане. Оно включает в себя гуляния, наполненными играми и плясками. Представители народности называют мероприятие Сабантуй, ведь в переводе с местного наречия «сабан» – плуг, а «туй» – праздник.
Ранее его отмечали перед началом полевых работ весной (в апреле). Сейчас народные гуляния проходят в июне, по завершению посева.
Сабантуй и его празднование
Отмечать татары начинают с раннего утра. Девушки наряжаются в красивые платья, достают лучшие украшения. В гривы лошадям вплетают яркие ленточки, на дугу вешают звонкие колокольчики.
На лугу (майдан) собирается огромное количество народа. Здесь представлена масса разнообразных развлечений. Основное зрелищное событие – курэш (национальная борьба). Чтобы победить в соревновании силы недостаточно, требуется хитрость и ловкость.
Курэш имеет жесткие правила, которые запрещено нарушать. Соперники обматываются широкими поясами под названием кушак. Суть соревнования – подвесить противника на своем поясе в воздухе, а затем уложить на лопатки.
Победитель получает гордое звание батыр, в качестве приза выдается живой баран. В наши дни его все чаще заменяют на другие, не менее ценные призы. |
Вернуться к оглавлению
Сабантуйские традиционные соревнования
Помимо курэш Праздник Плуга наполнены иными забавными и интересными мероприятиями:
- Бег в мешках.
- Парные соревнования: одна нога привязывается к конечности партнера. В таком положении требуется первыми добраться до финиша.
- Прохождение по качающемуся бревну, в конце которого находится ценный презент.
- Игра «Разбей горшок». Участнику завязывают глаза и вручают длинную палку, с помощью нее необходимо разбить гончарное изделие.
- Требуется взобраться по бревну, где на верху закреплены призы.
- Бег с яйцом и ложкой. Столовый прибор берут в рот, на нем размещают яичко. Кто первым добежит до финиша, не разбив хрупкого «пассажира», тот и выиграл.
- Конкурсы для девушек. Например, кто быстрей и ровней нарежет лапшу.
- Бои мешками сена, восседая верхом на бревне. Главная задача – смахнуть противника вниз.
На полянке, где сосредоточено основное гуляние можно покушать шашлык, плов, домашнюю лапшу и национальные яства (чак-чак, перемяч).
Семейные традиции татарского народа
Следуя семейным традициям, дом у представителей данного этноса обязательно должен быть поделен на две части. Первая предназначается для женщины, обязательно включая печь для приготовления еды, а вторая является мужской половиной.
Именно здесь принимаются важные гости, а напротив входа располагаются нары, считающиеся самым почетным местом в доме. Если жилище позволяет, то мужчина и женщина живут в отдельных комнатах. В противном случае, части отделяются друг от друга перегородкой или ширмой. Этикет гласит, что заходить на территорию друг друга можно только в случае необходимости и спросив разрешения.
Из-за того, что ранее в жилище практически отсутствовала мебель, то во время приема пищи или семейного собрания, татары располагались на коврах, постеленных на пол. Здесь тоже придерживались особого этикета, который до сих пор распространен в некоторых семьях. Мужчины должны были сидеть в позе лотоса, а женщины поджав под себя одну ногу, а ступней второй ноги упершись в пол и пододвинув колено к груди.
Огромное значение придается отношениям с родственниками, как по своей линии, так и по супружеской. Особенно чтятся самые старшие члены семьи, которые являются воплощением мудрости и знания. Раньше этикет татар отличался особой строгостью и дисциплиной.
Например, женщинам не разрешалось принимать пищу вместе с мужчинами, а в более состоятельных семьях, даже покидать жилище без сопровождения. Касательно старших родственников мужа, жена не имела право называть по имени, появляться без головного убора, в откровенной одежде и с открытым лицом.
На данный период среди татар может быть распространен семейный этикет как по старому образцу, так и более щадящий. В некоторых семьях уже давно начали отходить от привычных татарских традиций и обычаев, отказавшись, например, от разделения жилища на две половины. Но большинство продолжают их соблюдать, не нарушая перечисленные устои.
Печальный ритуал
Не все обряды у татар связаны с торжеством и празднованием. Если в семье случается скорбное событие, то прощание с умершим родственником проходит по давно установленной традиции. Сначала необходимо обмыть покойного. Это делают люди одного с ним пола. Затем облачают в специальную одежду — кафенлеу. Она представляет собой ткань, зашитую вручную на теле покойного. Для этого берут белую ткань, длина которой для мужчин составляет 17 метров, для женщин — 12 метров.
Хоронят обычно сразу в день смерти. На погребении присутствуют только мужчины. У мусульман не принято хоронить в гробу, поэтому для того, чтобы донести умершего до кладбища, используют специальные носилки. На мусульманских погостах могилы направлены с севера на юг, их роют строго в день похорон. Традиция класть покойного головой на север, а ногами — на юг связана с подобным расположением святых мест мусульман — Мекки и Медины. В могиле устраивают углубление, в которое трое близких родственников-мужчин укладывают тело. По традиции, на него не должна попадать земля. Поминки устраивают на 3, 7, 40 день и год. В первую дату гостей мало. Это в основном пожилые мужчины, на седьмой день приглашают женщин. На сороковину и год со дня смерти помянуть покойного приходят все желающие.
Свадебные традиции татарского народа
Свадьба является важнейшим событием в татарских семьях, поэтому практически всегда празднуется с большим размахом. Дата намечается заранее для того, чтобы успеть завершить все приготовления и достойно провести торжество.
Самым первым этапом является сватовство и переговоры родителей со стороны жениха и невесты. Татарские традиции и обычаи предполагают довольно строгие правила, где новобрачные играют не такую значимую роль, как их отцы и матеря. Именно они одобряют брак, обсуждают все нюансы свадебного торжества, делят бюджет.
При этом на таком семейном сборе не обговаривается преданное невесты, а остается в секрете. Только после этого новобрачные узнают о результатах переговоров родителей и установленной дате бракосочетания.
Организация свадебного торжества и подготовка занимает минимум месяц. За это время жених должен успеть купить подарки невесте, ее родным и всем близким родственникам, которые приглашены на праздник. Невеста же вместе с родителями продолжает готовить приданое, которое в татарской культуре имеет важнейшее значение.
Из-за того, что праздник длится не один день, многие семьи предпочитают устраивать его у себя дома, но только если позволяют просторы жилища. Татары не любят скованность и тесноту, поэтому в противном случае, предпочтут не экономить на ресторане.
Касательно украшений, то чаще всего сочетаются классические свадебные – воздушные шары, панно из цветов, серпантин, — вместе с традиционными для татарской культуры. Это могут быть скатерти с разнообразной вышивкой, подушки, коллажи, посуда с характерным орнаментом.
Огромное внимание уделяется нарядам новобрачных, которые строго подбираются в соответствии с традициями Татарстана. Образ жениха не особо отличается от привычного европейского типа – обязателен черный или темно-синий костюм, белая рубашка и галстук. Но обязательным является национальный головной убор – тюбетейка.
Она может быть, как однотонной, так и с вышивкой. Свадебное платье невесты должно наглядно олицетворять невинность, скромность и покладистость самой женщины. Наряд из плотной белой ткани должен покрывать все части тела, кроме кистей рук и лица. Ни в коем случае нельзя оставлять открытыми плечи, шею или голову.
Ячейка общества
Такая свадьба имеет ряд особенностей. Во время ее проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Никах — это обряд, принятый у мусульман, совершаемый муллой в мечети или в доме. В наше время это дань уважения предкам. Юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе. Чтобы он был проведен, надо соблюсти некоторые условия. Жених и невеста не должны до него иметь близости и тем более жить вместе. На такой свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. В пищу употребляют только свежеприготовленные блюда, среди которых те, что принято есть, соблюдая обычаи и традиции татарского народа. Кратко: перемячи, губади, каймак, токмач аши, бэлеш, очпочмаки, корт, катык, чак-чак, кош-теле, хлеб из кислого теста. На самом деле угощений на стол ставят намного больше перечисленного.
Мужчины на обряде Никах обязательно в тюбетейках. Невеста надевает закрытое платье с длинными рукавами, на голове должен быть платок. Сам обряд проводит мулла. После того как он объявляет жениха и невесту мужем и женой, стороны обмениваются подарками. Они достаются каждому из родственников, мужчинам дарят тюбетейки, а женщинам платки или сорочки. Затем начинается общее застолье, на котором все гости кушают и веселятся.
Музыкальные традиции татарского народа
Татарские традиции и обычаи включают в себя множество разнообразных мероприятий, которые сопровождаются музыкой и песнями. Они, в свою очередь, делятся на лирические и эпические.
В лирике наиболее распространены протяжные песни, благодаря которым сразу узнается своеобразный татарский мотив. Этот жанр формировался в течении многих веков и в итоге стал настоящим музыкальным наследием. Тексты чаще всего имеют романтическую направленность, но также могут быть посвящены природе, родителям, дому.
Короткие напевы противопоставляются протяжным и представляют из себя сочетание ритмичной музыки и четкого текста, чаще шуточного или любовного содержания. Деревенские напевы являются промежуточной формой между двумя перечисленными. Название им дано из-за отсутствия закрепленных текстов, которые могут незначительно изменяться.
Несмотря на то, что после 1917 года началось стремительное вытеснение народных песен советскими хитами, татарам в итоге удалось сохранить свое музыкальное наследие. В современном мире представители этого этноса продолжают уделять достаточно внимания своей национальной музыке, принимая участие в разнообразных фестивалях и концертах.
Свадьба
Традиции татар в праздновании этого мероприятия чем-то схожи с русскими. Большое вниманию уделяют выкупу невесты. Если в нашей стране он символичен, то в Татарстане жениху приходится раскошелиться по-настоящему и заплатить калым. Это только предисловие торжества, затем для приглашенных друзей и родственников устраивают шикарный банкет.
В начале праздника гости знакомятся между собой и совместными усилиями выбирают тамаду, то есть самого веселого и задорного человека на свадьбе. Эта традиция себя практически изжила. В современном мире молодые брачующиеся предпочитают доверить организацию праздника профессионалам.
Центральное блюдо на банкетных столах – это национальная сладость чак-чак. Невероятно вкусный торт готовят из хрустящих коржей, сверху посыпают конфетами монпансье. Основное горячее блюдо – это запеченный гусь с пловом.
После застолья подружки невесты устраивают испытания для жениха. Только преодолев их, он сможет попасть в комнату, где находится его возлюбленная. Основная часть приглашенных дружно отправляется в баню. К этому времени поспевают зятевы блины. Парень должен незаметно их съесть и подложить монетку для привлечения удачи. |
После плотного обеда подходит время для обряда под названием обласкивание. Невеста располагается в центре комнаты и начинает петь печальные песни о своей нелегкой судьбе. Каждый родственник подходит к ней, чтобы погладить, приободрить или дать напутственные слова.
В доме девушки парень находится четыре дня, в течение которых должен расположить к себе будущую родню. Невеста в это время одаривает жениха презентами, изготовленными собственноручно. После того как калым полностью выплачен, торжество плавно перемещается в дом парня. Здесь устраивают смотрины, на которые приглашают всех родственников.
Татарский народ отмечает свадьбу по одному из трех сценариев. Первый, рассмотренный выше, состоит из сватовства. В этом случае жених и невеста вступают в брак по обоюдному согласию, хотят быть вместе и соблюсти все старинные обычаи.
Второй вариант праздника – это когда девушка покидает отчий дом без согласия отца и матери. В третьем случае невесту просто похищают. Конечно, в больших городах такого практически не встретишь. А вот в отдаленных поселениях «кража» иногда случается.
Традиции в одежде татарского народа
Народный костюм является неотъемлемой частью татарской культуры. По нему можно узнать о приблизительном возрасте человека, его характере и увлечениях. В ходе исторического развития сложился признак, который является общим для мужчин и женщин – трапециевидная форма национального костюма.
Он представляет из себя рубаху, у мужчин до колен, у женщин до щиколоток, и штанов. В зависимости от достатка, могут использоваться различные материалы для пошива костюма. Женские же рубахи-туники часто украшаются лентами, вышивкой и кружевом.
Так как головной убор в культуре татар обязателен, то ему уделяется особое внимание. В мужском гардеробе обязательно присутствует домашний и выходной.
К первому типу головного убора относится тюбетейка, которая представляет из себя небольшую шапочку, надеваемую на макушку.
Уже поверх нее носится «верхняя» шапка, шляпа или чалма. Для девушек, не состоящих в браке, наиболее распространен калфак, конусовидная часть которого отбрасывается за плечо.
Замужние женщины должны носить уже совершенно другой головной убор. Он более объемный за счет того, что помимо головы и волос еще закрывает шею, плечи и часть спины.
Национальной обувью татар считаются читек, а также ичиги. Первые представляют из себя специальные сапоги из мягкого материала, на которых чаще всего присутствуют татарские орнаменты.
Они могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными. Ичиги – более упрощенный вариант для повседневной носки. Чаще всего они имеют черный или коричневый цвет и по высоте доходят до колена.
Как становятся мужчиной
Если родился мальчик, то в возрасте 3-6 лет ему сделают обрезание. Эта традиция связана с предписаниями шариата и выполняется строго в соответствии с ними. Наверное, чтобы мальчику не было так горько, этот день проходит очень торжественно. Близкие и родные люди ребенка нему готовятся заранее. Раньше для проведения мини-операции приглашали домой специального человека сюннетчи. Теперь мальчика ведут в хирургическое отделение, где проводят обрезание крайней плоти в стерильных условиях, что уменьшает риск послеоперационных осложнений. После того как все сделано, ребенка укладывают в чистую постель, надев на него длинную рубаху. После того как ранка заживет, устраивают специальное празднество. Раньше такое торжество проводили в тот же день. Возможно два сценария проведения праздника. По первому из них мужчины и женщины сидят отдельно. На столе нет спиртных напитков. Второй — более веселый. Гостей угощают сладостями, приглашают музыкантов, поют, танцуют.
Необычные и странные традиции и обычаи татарского народа
Татарские традиции и обычаи поражают своим разнообразием, и некоторые из них кажутся необычными для представителей других этносов. Например, татарам характерно большое внимание уделять воротам своего дома. При этом они стремятся именно к яркому, подзывающему облику, который может многое рассказать о гостеприимных хозяевах.
Входные ворота не только выкрашиваются в насыщенные цвета, но и часто декорируются татарскими орнаментами и разнообразными рисунками.
Здесь же важно отметить, что ислам запрещает изображение живых существ, поэтому чаще всего используются растительные и природные мотивы.
Также необычным для других народов является привычка татар пить очень много чая и придавать этому напитку большое значение.
Очень часто они не только завершают чаепитием обед или ужин, но и начинают им же.
Культура
Как мы знаем, у каждого народа есть свои определенные традиции и обряды, характерные только для него. И очень часто народ, имеющий много таких особенностей, становится узнаваемым. Корни всех традиций уходят в далекое прошлое, которое в современное время оживает благодаря национальным праздником.
У татар есть два основных слова, которые означают какое-то торжество. Свои религиозные праздники они называют словом «гает», а все народные праздники, которые не касаются религиозных моментов, — «бэйрэм», что дословно переводится как «весенний праздник» или «весенняя красота».
Правдивые и ложные стереотипы о татарском народе
Стереотипы о татарском народе, которые чаще всего оказываются правдивыми:
- трудолюбивые и выносливые;
- экономные и бережливые, из-за чего большая часть населения имеет примерно одинаковый достаток;
- всегда носят национальный костюм и головной убор;
- строго следуют традициям, как татарского народа, так и ислама.
Ложные стереотипы о татарах:
- все представители имеют черные волосы, карие глаза и смуглую кожу;
- большинство мужчин носят бороду;
- распространено многоженство.
Несмотря на смешение культур разных этносов, татарские традиции и обычаи удалось сохранить благодаря трепетному отношению представителей этого народа. Татары проносят свою самобытную и необычную культуру сквозь века, передавая ее следующим поколениям и гордясь своей историей.
Оформление статьи: Мила Фридан
Когда рождается малыш
Традиции и обычаи татарского народа для детей связаны с обрядом, во время которого ребенок получает имя. Они идут издавна, и их порядок по сей день не меняется. На празднике, посвященном рождению ребенка, обязательно присутствует мулла. Он должен прочитать молитву и наречь малыша тем именем, которое выбрали родители. После окончания этого обряда гостям предлагают угощение на подносе. Они должны взять лакомство, а вместо него положить деньги на подарок ребенку.
Народные праздники
Теперь поговорим немного о народных праздниках и традициях, которые никак не пересекаются с верой. Культура татарского народа характеризуется тем, что большинство таких праздников приходится на весну.
Дело в том, что в это время пробуждается сама природа, жизнь меняется, всё обновляется. И если весна хорошая, то это означает, что у людей будет урожай, а, следовательно, и хорошая жизнь в течение всего года.
Яркая жизнь
Татары исповедуют мусульманскую веру, но при этом никаких черных одежд их женщины не носят. Наоборот, даже в быту у татар очень много ярких красок. Это и сундуки, в которых принято хранить приданое — они ярко-красные или зеленые. И скатерти ручной вышивки, покрывала и шторы. Только вот ни на коврах, ни на полотенцах у татар никогда не фигурируют изображения людей и животных — это запрещает ислам. А вот узоры могут быть самые замысловатые.
В доме татар нет икон, но есть специальное место, типа алтаря. Называется это «шамаиль» — на специальной подставке лежит лист из Корана и обереги от злых духов.
Татарские обряды, связанные с рождением ребенка
Рождение ребенка у татар связано с многочисленными обрядами, которые рассматривались как необходимые для обеспечения защиты роженицы и ребенка от воздействия злых сил…
Это был акт приобщения ребенка к семейному и отчасти к более широкому коллективу. Кроме того, данные обряды выражали чувства радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи.
У мечети в Учалах (Башкирия). Фото Сергей Синенко
Татары считали, что женщина должна рожать и тем самым способствовать увеличению семьи и населения аула в целом. Молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет).
В отсутствии детей виновной всегда считалась женщина. Многодетные семьи встречали одобрение общества. Рождение ребенка рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов.
Беременную женщину окружали в известной мере заботой. Так, на пятом-шестом месяце беременности ей поручали сравнительно легкую работу, на ночь ее не оставляли одну в пустой избе, так как, согласно существовавшим поверьям, злые духи могли подменить или умертвить ребенка даже в утробе матери. Поэтому в отсутствие мужа и других членов семьи к ней на ночь приглашали старуху-соседку.
Цикл обрядов, связанных с рождением ребенка, как правило, включал следующие элементы:
принятие родов,
праздник по случаю рождения (бђби туе),
имянаречение,
первая стрижка волос,
праздник первого зуба,
обрезание,
обряды от сглаза.
Как отмечают источники, повсеместно роды принимали бабки-повитухи2. Роды происходили дома на нарах. Повивальная бабка или опытная пожилая женщина перерезала пуповину ребенка, положив ее на серебряную монету. Этот обычай, по представлению татар, обеспечивал новорожденному крепкое, как металл, здоровье и богатство. Пуповину вместе с последом заворачивали в чистую тряпку и закапывали в землю, выбрав для этого чистое место во дворе. В некоторых местах у татар существовал обычай сохранять пуповину новорожденного: ее заворачивали в тряпку или кожу и хранили в щели между матицей и досками потолка. По поверьям, эта пуповина оберегала жизнь и здоровье ребенка.
Новорожденного повитуха купала и заворачивала в рубашку отца.
Это делалось с пожеланием, чтобы ребенок был близким отцу, любимым им. После первого купания повитуха смазывала ротик ребенка сливочным маслом, чаще, завернув масло в марлю, давала пососать. В отдельных селах татар-кряшен ребенку давали пососать завернутый в тряпочку разжеванный с маслом хлеб. В деревнях Заказанья самая близкая родственница или мать роженицы приносила «ђлбђ» — лакомство из поджаренной в кипящем масле муки с добавлением растворенного меда или сахара.
Сразу же после родов, в тот же день или на следующий, обязательно топили баню, которая называлась баней новорожденного — «бђби мунчасы». В одних селах в баню приглашали родственниц, соседок, готовили для них чай. В других — в бане мылись своей семьей. И когда она становилась не жаркой, бабка-повитуха помогала помыться роженице и искупать младенца, за что получала особый подарок.
Самой главной, почетной гостьей в этот день была мать роженицы. Для первенца она приносила детское приданое, состоящее из одеяла, подушки, пеленок, и угощение.
Если ребенок был не первым, то приданого могло и не быть. В некоторых селениях мать роженицы приносила и зыбку. Чаще же зыбку готовила свекровь или отец ребенка.
В первые дни после родов женщину навещали соседки, родственницы. Они приносили с собой угощение. Обычай этот назывался — «бђби ашы кертњ». Угощение могло состоять из печеных изделий, а также яиц, масла и т. д. Считалось, что чем больше женщин придет с угощением, тем больше молока будет у матери.
В течение первых сорока дней жизни ребенка купали каждый день, чередуя теплую мыльную воду со слегка подсоленной. Необходимая температура воды определялась локтем или тыльной стороной руки купающего. От сорока дней до одного года ребенка купали один раз в два-три дня. В течение недели, начиная с первого дня рождения ребенка, топили баню, где бабка-повитуха мыла роженицу.
В первые 3-4 месяца жизни ребенка пеленали. Считалось, что пеленание сохраняет тепло и предохраняет конечности ребенка от искривления. После того как ребенку исполнялось 40 дней, его клали в колыбель, а до этого времени он лежал на подушке рядом с матерью на нарах.
Первую рубашку новорожденному шили из старого, так как придерживались поверья, что в таком случае ребенок одежду будет носить бережно, не снашивая.
Рубашку надевали лишь в первые дни. Дольше нельзя было, иначе новорожденный мог быть плаксивым, болезненным. Затем рубашку стирали, гладили и сохраняли для следующего ребенка, «чтоб дети были дружными меж собой»3. Детям до шестимесячного возраста, независимо от пола, надевали распашонку. С 1-2-летнего возраста одежда мальчиков и девочек начинала различаться.
Если в некоторых семьях дети умирали, то после рождения следующего ребенка, с целью «охранения» его, совершали обряд «продажи» новорожденного: бабка-повитуха выносила завернутого ребенка на улицу, клала его на кучу мусора, а сама возвращалась домой. Тут же поднимала его другая женщина, подходила к окну и предлагала хозяевам «купить» ребенка.
После короткого торга женщина подавала ребенка в окно. Этот широко распространенный у всех народов Среднего Поволжья и Приуралья обряд, очевидно, был призван обмануть злых духов, внушить им, что ребенок принадлежит не той женщине, которую они преследуют.
У народов Средней Азии рождение ребенка также являлось самым радостным и важным семейным событием. Женщина, у которой было много детей и внуков, считалась наиболее счастливой. Особых условий для беременной женщины в прошлом не создавалось. Единственное, что ей не позволяли делать в этот период ее жизни, то это поднимать большие тяжести.
Считалось, что с момента родов матери и ребенку особенно активно угрожают злые духи. Поэтому никому не сообщали, что у женщины начинаются родовые схватки, иначе роды будут очень трудными и долгими.
По этой причине иногда даже повивальную бабку звали в самый последний момент. Кроме повивальной бабки, при родах присутствовали мать роженицы и две-три близкие родственницы. Если их не было, приглашали соседку, имевшую много детей и опыт помощи роженицам. В качестве повитухи предпочитали здоровую женщину, чтобы ее свойства магическим путем передались роженице и ребенку.
Повитуха, приняв ребенка, перевязывала и перерезала пуповину, ранку присыпала золой от сожженных нитей кокона шелкопряда. Повивальной бабке за работу давали один кусок мыла, отрез ткани на платье и немного ваты.
Для облегчения родов открывали двери, замки в доме, а при тяжелых, затянувшихся родах неожиданно разбивали рядом с роженицей чайник, надеясь, что, испугавшись, она быстрее родит.
Чтобы отогнать злых духов, под подушку женщине клали такие широко известные в Средней Азии обереги, как нож, перец, лук, чеснок, тмин. Все это делалось, чтобы роженица не видела плохие сны, чтобы к ней не приходили злые духи, чтобы был покой. Существовали и другие способы защиты и помощи роженице. Например, если женщина тяжело рожала, у муллы брали написанную на листочке бумаги молитву, заворачивали ее в тряпочку и привязывали к ноге роженицы. Для облегчения родов роженице спускали на грудь ее полностью расплетенные косы или расплетали лишь концы спущенных на грудь кос.
После рождения ребенка повивальная бабка купала его в тазу в подогретой воде. В воду добавляли соль, глину со стен, монеты, скорлупу от яиц, чтобы уберечь новорожденного от болячек. Повитуха, искупав ребенка, вынимала монеты и брала их себе. В одних районах ребенка купали сразу после рождения, в других делали это спустя семь дней. После мытья мулла читал отрывок из Корана, и на этом обряд первого купания заканчивался.
Новорожденного завертывали в тряпки, оставшиеся от старых рубах, халатов, или в стеганую рубаху или халат старого человека, что должно было способствовать долголетию ребенка.
Радостную весть о рождении ребенка родным и знакомым передавали чаще всего подростки в возрасте от 10 до 15 лет. У узбеков Северного Хорезма о рождении ребенка (особенно сына) сообщала повитуха сначала деду, а затем уже отцу.
Прежде чем мать прикладывала ребенка к груди, ему давали в рот кусочек сливочного масла. В первый день после рождения ребенка устраивали угощение, на которое гости приносили подарки в виде яичницы или сырых, а иногда и вареных яиц, конфет, сахара, а в некоторых местах и деньги. Основным блюдом на этом празднике была яичница с жареным мясом.
В период сорокадневки после родов, по существовавшим поверьям, наиболее опасными из-за злых духов считались пятая, седьмая и девятая ночи: особенно опасной была пятая ночь. В эту ночь вокруг роженицы с ребенком собиралось много народа, приходили родственницы. В этот вечер обычно ели плов или рисовую кашу.
На 5-7-й день после рождения, когда у ребенка отпадала пуповина, его купали во второй раз, впервые надевали на него одежду и устраивали праздник — «бишек-туй» — «колыбельная свадьба», на котором ребенка укладывали в колыбель.
Приглашенный еще до «бишек-туя» мулла произносил на ухо ребенку призыв на молитву — азан и называл его имя.
Ребенка на «бишек-туй» в колыбель укладывала многодетная женщина или повивальная бабка. При этом она приговаривала: «Ничего не бойся, расти здоровым, будь храбрым, живи долго».
Когда ребенок был уже привязан к колыбели, над покрывалом, закрывающим ее, сыпали сушеные фрукты, сахар, конфеты, произнося при этом: «Бисмилла»I. Сладости подбирали и съедали присутствующие женщины в надежде, что это поможет им тоже родить ребенка. Гостям ребенка не показывали. Утром перед «туем» готовили очень длинную лапшу, днем ее раздавали гостям. Большая длина лапши должна была магически способствовать долголетию ребенка. В Самарканде существовал и такой обычай: у ворота рубахи ребенка оставляли длинную, почти до земли нитку, что тоже призвано было обеспечить его долголетие.
После окончания сорокадневья мать с ребенком шла к ближайшим соседям и родственникам, которые давали ей различные сладости. В дом родившей женщины приходили гости, чтобы поздравить ее и посмотреть на ребенка. Гости в виде вознаграждения давали деньги4. У татар довольно стойко бытовала вера в то, что первые сорок дней жизни младенца особенно опасны, и потому ребенка нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. Это же было характерно и для узбеков, казахов, туркмен и некоторых других тюркоязычных народов.
Ребенка тщательно берегли от сглаза, поэтому не носили туда, где людно, не показывали его.
Кроме того, применяли «предохранительные меры»: зыбку вешали на рябиновую жердь. Веточку рябины, черемухи привязывали к зыбке, пришивали к шапочке ребенка, им приписывалось свойство оберега от сглаза. С этой же целью к шапочке пришивали ракушку, яркую пуговицу.
Многочисленные поверья магического характера присутствовали и в обычаях башкир. Главная их цель — обеспечить безопасность и сохранить здоровье новорожденного. Чтобы обезопасить беременную от воздействия злых духов, на ее одежду пришивали различные амулеты-обереги, а для облегчения родов постукивали ее пустым кожаным сосудом или трясли над ней пустым мешком.
В прошлом, когда детская смертность была высока и особенно много детей умирало в раннем детстве, смерть ребенка чаще всего объяснялась действием злых сил. Именно поэтому многие магические обряды были направлены на сохранение жизни ребенка, его здоровья путем отпугивания злых духов. С этой целью на колыбели прикреплялись различные обереги: части тела различных животных, а также плоды рябины, кольца, стрелы, камни из священных мест.
Представление о магической силе стрелы, способной отгонять злых духов, существовало у многих народов. Так же, как и другие острые колющие предметы (нож, кинжал, ножницы, положенные под подушку младенца), стрела представляла, по мнению башкир, действенное средство для охраны здоровья и благополучия детей.
После рождения ребенка принимались всевозможные меры, чтобы уберечь его от сглаза: перевязывали красными нитками запястье ребенка, красной краской или сажей мазали лоб или раздавливали на нем ягоду рябины и т. д.
Магическими свойствами наделялись можжевельник, душица, березовый гриб-чага, дымом которого окуривался ребенок, если существовали подозрения в том, что его сглазили6.
Первые дни и месяцы после появления на свет были чрезвычайно значимыми в мифоритуальной традиции многих народов. Особенно боялись появления в жилище человека, имеющего «плохую судьбу». У томских татар первые сорок дней роженица не выходила из дома и не показывала ребенка чужим. По истечении этого срока ребенка мыли «40 ложками воды», добавляя их в воду для купания. При этом читали молитву.
Традиция сорокадневья была характерна для родильной обрядности многих тюркских народов. Церемония, известная под названием «чилля» у узбеков и таджиков, «кыркынан шыкты» у казахов, «кырк кун» или «кырк» у киргизов, отмечала завершение периода наибольшей уязвимости ребенка.
На сороковой день киргизы Атбашинского района устраивали праздничное угощение, во время которого сорок специально испеченных лепешек раздавали детям. К этому сроку для ребенка шили особую рубашку. Ее собирали из сорока лоскутков. Мать выпрашивала их, обходя соседние юрты. Обязательной частью торжества было купание ребенка в сорока ложках воды. В традиционном сознании 40 дней, по всей видимости, соответствовали 40 неделям лунного цикла беременности7.
Татары давали имя ребенку через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дольше считалось опасным, так как он мог заболеть.
Обряд наречения имени — «исем кушу» проводился с приглашением муллы и почетных старцев-родственников, соседей. Младенца на подушке подносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорожденного и тут же делал запись в книге регистрации новорожденных. Преобладающими были имена из мусульманского именинника.
Церемонию наречения имени завершало угощение — «аш». Это было единственное застолье, на которое приглашали мужчин, да и то в основном пожилых. Более многолюдным было застолье для женщин, которое проводили иногда вслед за угощением мужчин. Женщины всегда приходили с подарком для новорожденного. Приносили отрез материи, мыло, платок и т. д.8
Обряд имянаречения описан в работе К. Фукса: «Через три дня, на четвертый приглашают муллу для совершения религиозного обряда, при котором мулла держит ребенка на своих руках перед собою и громко кричит ему на правое ухо азан, а потом шепчет ему в левое ухо каметь, то же, что азан, и при этом дает дитяти имя. Мулле платят за это, каждый по своему состоянию, и роскошно его угощают.
На этот пир приглашаются все знакомые мужчины. В продолжение нескольких дней к родильнице приходят все знакомые женщины и каждая приносит на зубок так точно, как у русских. Сверх того, привозят для новорожденного по рубашке, богатые — шелковые, бедные — ситцевые, многие дарят и одеяльца, чаплашки, тюбетейки и колпачки. Говорят, что богатая родильница так много получает подобных подарков, что наполняет ими порядочный величины сундук»9.
А вот как выглядит этот обряд в описании Я. Д. Коблова:
«По прошествии некоторого времени — через неделю, а иногда раньше — дня через три, четыре происходит обряд наречения имени новорожденному. Отец новорожденного идет к мулле и просит его прийти на дом нарекать имя младенцу. К этому дню готовятся как к празднику. Приглашают родных и близких знакомых, главным образом тех, которые до этого времени принесли подарки родильнице и ребенку… По приходе муллы выносят ребенка и кладут на нары или на пол лицом к Мекке. Мулла спрашивает родителей, какое имя они желают дать младенцу. Родители назначают имя какого-нибудь пророка, сподвижника Мухаммеда или святого, прославившегося своими подвигами и ученостью… Религиозное торжество сопровождается обильным угощением».
Обряд наречения ребенка именем у сибирских татар проходил довольно скромно. Приглашали муллу, который читал необходимую молитву, шептал на ухо ребенку: «Пусть твое имя будет…». После этого мулла записывал в метрическую книгу имя, отчество, фамилию и дату рождения ребенка. За наречение имени ребенку мулле платили определенную сумму денег. Устраивалось угощение, на котором, кроме муллы, присутствовали дед, отец и другие родственники новорожденного. Никаких увеселений при этом не было.
Аналогично другим группам татар происходил обряд, связанный с наречением ребенка именем, у мишарей.
В ранних документах фигурируют тюркские имена. Во второй половине XIX — начале XX в. более распространенными были мусульманские имена, связанные с именами Мухаммада и других деятелей ислама. Вытеснение древнетюркских имен мусульманскими происходило по мере усиления влияния ислама12.
Наречение имени в традиционных культурах было, без сомнения, основной формой моделирования социального статуса. Имя, заключая в себе характеристику, образ маленького человека, словно прогнозировало его будущее. Не случайно, по объяснению томских татар, родственники, давая имя, стремились, чтобы тезкой ребенка не оказался недостойный или бедный сосед.
Получая имя, ребенок с первых дней жизни вводился в систему родственных отношений. Сутью его дальнейшего существования было постепенное приобщение к семье, обществу, родовому коллективу. Важное значение в этом процессе имели обряды, связанные с изготовлением первой одежды младенца и первой стрижкой волос.
У телеутов эти события совпадали. Первую рубашку и «обутки» ребенку шили через полгода после рождения.
Нарядив ребенка в первую рубаху, родители прежде всего наносили визит повитухе. Ей привязывали подарок (платок) к правой руке, «золотили руки», затем устраивали угощение. Повитуха давала ребенку 15-20 копеек — «благословляла податью». Следующими посещали родителей матери новорожденного. Они дарили молодой семье скот. Только после двух этих обязательных визитов женщина могла навещать соседей. При первом ее появлении с ребенком каждая соседская семья дарила что-либо малышу. Так складывался круг социальных связей.
Особенно тесные отношения устанавливались между ребенком и его таем — дядей с материнской стороны.
У всех южно-сибирских тюрков он принимал самое активное участие в воспитании детей своей сестры, в устройстве их судьбы и материального благополучия. Близкие связи племянника с таем возникали с первых дней существования ребенка. Дядя имел преимущественное право в наречении своего племянника. Он также обязательно должен был принести колыбель.
Одну из главных ролей дядя играл в ритуале первой стрижки. Этой процедуре придавалось особое значение. Волосы, с которыми ребенок появлялся на свет, ставили его в один ряд с природными существами. Их символическое удаление было обязательным условием социализации. Расставаясь с младенческими волосами, маленький человек отдалялся от иного, дикого мира. Тувинцы хранили эти волосы долгие годы. Теленгиты, по некоторым сведениям, сжигали их в доме родителей или относили в укромное место. Впервые такую стрижку они проводили приблизительно в возрасте одного года.
Тай, срезав прядь с головы племянника, забирал ее себе. Когда ребенку исполнялось три года, мать отвозила его к своему брату. Племянник ехал «выкупать волосы». Тай делал ответный подарок. Этот обмен закреплял отношения двух сторон. Трехлетний ребенок получал своего рода официальное признание. Он приобщался к роду своей матери. Понятно, что важнейшей фигурой в этом процессе был брат матери: «через него устанавливались отношения с чужим родом»13.
По наблюдениям Я. Д. Коблова, первой стрижке волос младенца татары придавали серьезное значение.
Происходил этот обряд в разное время — через две недели, через месяц, иногда и позже. Снятые с головы волосы взвешивали и по этому весу определяли милостыню бедным. Среднего достатка люди соответственно размеру волос ребенка платили милостыню серебром, а богатые — золотом.
Обряды по случаю появления первого зуба, первой стрижки волос или первых шагов ребенка характерны для многих тюркских народов. Вот как они проводились, например, у узбеков Южного Хорезма: «Когда у ребенка прорезался первый зуб, устраивали праздник, на который приглашали лишь небольшой круг самых близких людей: родных, соседей (муллу не звали). Считалось, что праздник этот надо устраивать обязательно, тогда у ребенка зубы будут быстрее и лучше прорезаться.
Праздник по случаю первой стрижки волос ребенка совершался в разные сроки, когда ребенку исполнялось от года до трех лет. В семьях малоимущих иногда вообще не устраивали такой той, зато богатые проводили его с большой пышностью, приглашали много людей. На празднике обычно присутствовали старики, родные и соседи с семьями, мулла и парикмахер, который, срезая у ребенка волосы, оставлял у мальчика на темени один пучок. Девочке также состригали все волосы, оставляя на макушке по обе стороны темени две пряди. Парикмахер за работу получал рубаху (или отрез ткани на нее), деньги в платке, лепешки.
Срезанные волосы отдавали матери ребенка, которая их прятала.
Часто срезанные волосы завертывали в кусок ткани и, сделав из них обереги — тумар, пришивали последние к шапочке ребенка или к его одежде на спину. В некоторых районах существовал и такой интересный обычай: сделанный из волос мальчика, срезанных на тое, тумар мать хранила в сундуке до свадьбы сына, а потом передавала его жене сына, и та подвешивала его на цепочке себе на шею.
Мулла, приглашенный на соч-той, читал молитву. Иногда не парикмахер, а мулла срезал немного волос у ребенка, которые мать его затем прятала в сундук или в какую-нибудь щель в стене. По существовавшим поверьям, выбросить или потерять первые срезанные у ребенка волосы было опасно: во-первых, потому что их могли разнести по своим гнездам птицы и тогда якобы у ребенка будет всю жизнь болеть голова; во-вторых, если птицы их расклюют, ребенок может облысеть.
После первой стрижки волосы ребенка продолжали время от времени срезать сами родители, однако они не трогали оставленных на соч-тое пучков волос.
Девочке стригли волосы лет до 5-6, затем прекращали. Мальчику 5-7 лет пучок волос, оставленный на соч-тое, состригали на суннат-тое — празднике по случаю обрезания, связанном генетически с переходом мальчика в другую возрастную группу.
Когда ребенок начинал ходить, его родители устраивали праздник аяк-той (праздник ноги), на котором ребенка одевает уже его мать. На аяк-той приглашали обычно только соседей и родственников, угощали пловом и шурвой».
Прорезывание первого зуба у ребенка считалось радостным событием и у темниковских мишарей. Первого, кто замечал появление у ребенка зуба, родители награждали небольшим подарком.
Важное значение придавалась у тюркских народов такому обряду, как обрезание.
Вот как описывал этот обряд К. Фукс: «После трех или пяти лет совершают обрезание. Татары по предрассудку полагают, что в четное число, как, например, в четыре года, в шесть лет, ребенок обрезанный должен умереть. Обрезание совершается одним из избранных для этого муллою, которому платят за обряд всякой, что может более: дают по 50 рублей, иные по золотому и так далее. При обрезании читается сура какая-либо из Алкорана».
Значение совершения этого обряда для татар подчеркивал в своем сочинении Я. Д. Коблов:
«Обрезание совершается в разное время — с 1 года и до пяти лет. Операцию эту редко производят муллы, большею частью этим делом занимаются особые специалисты, которые носят название “бабай” (дедушка) и переходят для совершения обрезания из одной деревни в другую. Иногда в деревне дети остаются необрезанными до тех пор, пока не придет означенный “бабай”. За труды ему платят в деревнях коп[еек] 20-40, да, кроме того, дают мясо или курицу и непременно каравай хлеба и соли, чтобы новообрезанный был человеком хлебосольным; в городах богатые люди совершителю обрезания, разумеется, платят больше.
Нужно сказать, что должность “бабая” в некоторых местностях передается наследственно, занимаются этим делом с разрешения прежнего “бабая”.
Даже к врачам из магометан татары относятся недоверчиво, если врач не получил право на совершение этой операции от “бабая”, и есть примеры, когда врачи действительно обращались за разрешением к “бабаям”. В Казанской губернии есть деревня Масра, жители которой почти поголовно издавна занимаются совершением обрезания.
По совершении обряда обрезания ребенок становится действительным членом магометанского общества. Хотя обрезание не имеет догматического значения — это только суннят, т. е. заповедь, исполнение которой предоставлено произволу каждого, но этот обряд настолько распространен среди магометан, что необрезанный в глазах магометанского общества не есть настоящий магометанин, хотя бы он и исповедовал догматы ислама. Только обрезанный по достижении совершеннолетия может исполнять наравне с другими все религиозные обряды магометанской общины в качестве равноправного члена ее».
Аналогично проводился этот обряд у других тюркских народов. Некоторое расхождение наблюдается лишь в сроках его проведения. Например, у сибирских татар это событие происходило у мальчиков в возрасте от 5 до 7 лет. Обряд совершали «“бродячие специалисты”, получая за свой труд телку, овцу или деньги. После обрезания родственники делали мальчику подарки по своим материальным возможностям. У постели мальчика ставили поднос, на который пришедшие гости клали мелкие деньги, сладости».
У татар-мишарей обрезание производили на третьем году жизни.
В этот день гости поздравляли мальчика с обрезанием и вручали ему подарки. Если мальчик был первым внуком, то дедушка дарил ему по этому случаю барана или жеребенка. Родственники и близкие, кроме подарков, приносили и бузу.
«Обрезание у красноярских ногайцев производится ребятам не старше семилетнего возраста. Операцию обрезания производит специалист по этой части (бава), при ней всегда присутствует человек 5-6 женщин. Ребенка сажают на постель и занимают его разными гостинцами или игрушками, потом накрывают его голову платком, и бава быстро исполняет свое дело.
Отрезанный кусок тела сжигают тотчас же, золой от него присыпается рана ребенка, но только не того, над которым производилась операция, а следующего за ним; его же рана присыпается золой от ребенка, ему предшествовавшего.
После того родственники отца обрезанного ребенка, собравшиеся к нему на суннат-туй, поздравляют его и начинается угощение и скачки. Тот хозяин, у которого в доме бывает обрезание, должен дать приз на скачки, и приз бывает хороший: иногда дают быка или лошадь. Приз этот называется “бангђ”. Праздник суннат-туй считается преимущественно стариковским, и старики тогда часто перепиваются до пьяна кумысом»21.
Как видим, обряды, связанные с рождением ребенка, у тюркских народов во многом схожи и различаются лишь отдельными элементами. Их история насчитывает не одно столетие. Однако они настолько оказались живучими, что многие из них сохранились, пусть и в несколько модернизированном виде, до наших дней.
Авторы: Римма Садыкова, Кадыр Сайфутдинов
2021-06-14T15:24:06+05:00 Сергей СиненкоНародознание и этнографияТатарстанмифология,обряд,обычаи,Татарстан,татарыТатарские обряды, связанные с рождением ребенка Рождение ребенка у татар связано с многочисленными обрядами, которые рассматривались как необходимые для обеспечения защиты роженицы и ребенка от воздействия злых сил… Это был акт приобщения ребенка к семейному и отчасти к более широкому коллективу. Кроме того, данные обряды выражали чувства радости и надежды в…Сергей СиненкоСергей Синенко [email protected]Посреди России
Культурное наследие и семейные ценности
Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.
Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.
Курбан-байрам
С этим праздником связаны многие традиции татарского народа. Это, как уже говорилось, праздник жертвоприношения. Он связан с окончанием хаджа, который отмечается на 10-й день 12-го месяца по лунному исламскому календарю. Считается, что в этот день Джабраил явился пророку Ибрагиму во сне и наказал ему принести в жертву своего сына Исмаила.
Мужчина отправился в дальний поход, именно туда, где нынче стоит Мекка. Всё это оказалось для него сильным испытанием воли, но в итоге он всё же совершил жертвоприношение. После того, как Аллах увидел, что вера у Ибрагима на первом месте, она велел жертвовать только ягнёнка. Смысл праздника заключается в прославлении милосердия и величия Бога. Он как бы говорит о том, что лучшая жертва для каждого человека — это его вера.
Празднество начинается с самого утра. Все мусульмане отправляются в мечеть для того, чтобы помолиться — совершить намаз. После того, как молитва закончена, имам просит Аллаха о прощении различных грехов и благости для всех людей, после чего все верующие начинаются вместе читать зикр. Кстати, у этого ритуала есть особая специфика. Зикр можно читать про себя или вслух, но это обязательно сопровождается какими-то телодвижениями.
После этого мусульмане расходятся по домам. Примерно к обеду закалывают барана, быка или верблюда и готовят угощение. Также в этот день принято раздавать милостыню бедным, а особенно делиться различными блюдами из баранины.
Особенность традиций заключается в том, что одну треть мяса верующий оставляет для себя и своих близких, вторую треть отдаёт бедным, а последнюю, в качестве милостыни, даёт каждому, кто попросит.