Бесшовные бюстгальтеры в Ростове-на-Дону Модель без швов, за счет чего не выделяется под блузой, платьем, футболкой, но отлично поддерживает и сближает грудь. Пояс высокий, создает эффект корсета. Бретельки съемные.

Удмуртские народные праздники и обряды и их традиции


История

Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат. Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен. Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать. Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность. Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов, проживающих в Республике Татарстан, — многоэтапное действо, продолжающееся около года.

Сватовство. Невесту идет сватать родственник жениха азь ветлись (‘впереди идущий’). После долгих уговоров родители невесты дают согласие на брак и спрашивают мнение дочери. Если невеста согласна, то дарит свату небольшой подарок.

Сговор. Проходит перед Петровым днем. Отец и родственники жениха едут к родным невесты договариваться о калыме. Достигнув соглашения, организуют небольшое застолье, во время которого поют песни на гостевой напев.

Первая — летняя — часть свадьбы. Свадебными чинами на свадьбе являются: сватун азь ветлись, старший дружка быдзым казак, молодые друзья и родственники жениха казак пиос ‘парни-казаки’ и казак нылъёс ‘девушки-казачки’.

Прежде чем ехать за невестой, родственники жениха молятся перед домашней куалой (культовой постройкой во дворе дома), а также поминают предков дома. Для этого в корытце, поставленное перед печкой, кладут кусочки хлеба и льют туда кумышку — национальный алкогольный напиток удмуртов. Приехав в деревню невесты, вначале идут в дом сватуна, где участников поезда угощают только кашей, потом направляются к невесте. В ее доме на столе стоит чаша с маслом. Сватун кладет масло на куски хлеба и раздает всем с благопожеланиями невесте. Начинается застолье, на котором поют гостевые песни. Когда подают последнее блюдо — кашу с мясом, все встают и молятся. Затем гости ходят по домам родственников невесты и соседям, где их угощают.

Вечером свадебщики возвращаются в дом невесты. Покрытую шалью невесту выводят к гостям. От ее имени женщины невестиного рода раздают подарки поезжанам. Потом невесту отводят в женскую половину избы. Братья невесты подходят к ней и на коленях поют ей песни «в знак благодарности». Гости пируют за столом. По окончании пира невесту водят по двору, заводят в куалу, обходят с нею три раза вокруг телеги с лошадьми, после чего сажают на повозку. Немного отъехав от дома невесты, железным ножом проводят черту по земле, тем самым отделяя поезжан от остающихся в доме невесты ее родственников.

У дома жениха невесте под ноги кладут холст. Поезжане и встречающие молодых родственники жениха молятся с хлебом и маслом. Свекровь приподнимает холст, на котором стоит невеста, и выковыривает из-под него землю или чертит на земле крест, чтобы ведун не испортил невесту. На невесту надевают свадебный головной убор ашъян, сверху обшитый бахромой, которая полностью закрывает лицо невесты. Поверх ашъяна накидывают платок сюлык. После этого невесту уводят в клеть.

Одна из женщин переодевается молодушкой и три раза заходит в дом с пляской. Ее спрашивают «Чья эта свадьба?», и она называет имя жениха. Потом на свадебный пир зовут соседей. Перед трапезой молятся. Невесту выводят из клети и обносят всех гостей, начиная с отца жениха, водкой, становясь на колени. После пира жених с невестой отправляются в клеть, а молодежь стелет постель и от имени молодых молится, употребляя самые непристойные выражения.

Через 1–6 месяцев совершают обряд снимания платка сюлык коскон, на который зовут музыканта (скрипача, гусляра или гармониста). Невеста готовит специальное блюдо: лапшу и мелкие пельмени с самой разной начинкой (мукой, солью, перцем, горохом, конопляным семенем т. д.). Собираются все родственники. Молодушка в ашьяне стоит между печью и стеной. Будущий дружка под музыку снимает с нее свадебный ашьян, надевает на себя и пляшет, трижды подходя к распорядителю пира тöр пукись и его жене за угощением. Затем снова надевает свадебный ашьян на невесту, забирает у нее другой — женский — ашъян, бахрома которого закрывает только лоб, и уносит его домой. На следующий день дружка возвращает его молодушке.

После осеннего праздника иконы Казанской Божьей Матери созывают гостей на обед, на котором поминают предков. По окончании обеда невесту увозят домой к родителям, где она остается до зимней свадьбы. Там невеста снимает ашъян и ходит в платке, но уже не в такъе (девичьей шапочке). До второй свадьбы она продолжает жить девичьей жизнью, пользуясь полной свободой.

На масленицу проводят вторую — основную — свадьбу. Вначале проходит свадебный пир сюан в доме невесты, который продолжается четыре дня. Поезжане, как и во время первой свадьбы, вначале заезжают к сватуну, и только потом направляются в дом невесты. Во дворе разводят огонь, причем запаливают его от огня, который старший дружка быдзым казак покупает у соседей, давая им за огонь мелкую монету. Родственники невесты выносят поезжанам масло и хлеб на двор, где все вместе молятся, обратившись к югу. Затем заходят в дом и после молитвы угощаются кашей и кумышкой. На пиру специальный напев сюан сям первым начинает петь сватун, все подхватывают. Молодушка на пиру не присутствует, а сидит у соседей. Дружка с хлебом и маслом в сопровождении друзей идет к ней. Всю дорогу они поют напев сюан сям. Зайдя к соседям, дружка с друзьями приглашают невесту на пир, исполняя песню «Здесь ли наш цветок? Без цветка веселья нет». Вернувшись домой, невеста угощает свекра и всех остальных кумышкой, вставая на колени.

На второй день пир продолжается. На третий младший дружка покчи казак берет прялку кубо модос и со всеми гостями обходит дома родственников, где молодые девушки или хозяева привязывают к прялке ленточки. Ночью в доме невесты устраивают шутки: к ногам гостей прицепляют старые лапти или связывают рубашки спящих рядом людей.

На четвертый день снова пируют с песнями. После обеда гости готовятся к отъезду: с песнями трижды заходят в дом и выносят перину, потом привязывают младшего дружку к столбу и заставляют его выпить кумышки. Он песней просит андан сталь (=кабацкую водку). Опять трижды заходят в дом и выводят молодушку, затем трижды обводят ее вокруг саней. Отъехав, ножиком чертят черту на снегу.

В доме жениха пир продолжается, только поют уже гостевые песни. Невеста раздает подарки. На другой день невеста идет к роднику, чтобы принести воды. В этот же день обходят дома родных и соседей, а вечером собираются у жениха.

В настоящее время свадьбу у удмуртов празднуют иначе. Невесту «крадут», договариваясь об этом заранее. Ее забирают из родительского дома и увозят к жениху, в доме которого собирается молодежь. Невесту запирают в клети кенас, а сами устраивают гуляние юмшан с песнями и плясками. В тот же вечер в дом жениха привозят отца и мать невесты и, в случае согласия девушки на брак, родители договариваются о будущей свадьбе. На следующее утро устраивают обряд тукмась сиён. Невеста стряпает и нарезает лапшу к супу с гусиным или утиным мясом, делает небольшие пельмени чумер с самой разной начинкой: крупой, перцем, горохом и т. д. Если ей попадется чумер с маслом, она в семейной жизни будет счастлива.

Время свадьбы уже не так строго регламентировано. Однако многие базовые элементы обряда, в том числе и его музыкальное оформление, сохраняются. Свадебный пир по-прежнему проводится в доме невесты и считается главным этапом свадьбы. Здесь поют песни на специальный напев сюан сям. Второй день празднуют в доме жениха, где звучат песни на гостевой полифункциональный напев дюон сям, а также другие песни.

Характер

Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом. Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.

Внешность

Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.

Одежда

Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:

  • холст
  • сукно
  • овчина.

Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты. Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами. Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.

Традиции и обычаи Удмуртского народа

Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

Источник

Жилище

Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах. Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.

Культура

Удмуртская музыка делится на песенное и инструментальное направление. В свою очередь песенное может быть обрядовым, не обрядовым и ритуальным. Удмуртский народ посвящал песни буквально каждому явлению, например, охоте, бортничеству, свадьбе, земледелию, смене времен года. Люди сочиняли песни, приуроченные к каторгам, рекрутству. Прослеживается влияние скифов, индоиранцев, византийцев, финнов и русских. Любовь к музыке постепенно привела к популяризации в сфере образования — дети со школьной скамьи изучали ноты, пели в хорах и участвовали в балах. В середине 19 века население стало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей. Театр появился в Удмуртии благодаря древним религиозным культам, исповедовавшим синкретизм — чрезвычайно сложную для понимания религию, полную абстракционизма. Театральные сценки у древних удмуртов скорее выполняли роль обрядов. Постановки устраивали прямо в поле, домах или на полянах. Сценки были не просто ритуалами, а стремились показать сюжет и его развитие. Многие сценические постановки рассказывали о матриархате и патриархате, впоследствии уступая место чистому лицедейству. Необычное представление о театре нашло отклик в сердцах многих людей, поэтому театральные группы отправлялись гастролировать по всей стране. В начале 20 века в театрах Удмуртии начали ставить постановки по пьесам знаменитых русских писателей. Удмуртская народная поэзия стала известна в России благодаря Верещагину, Первухину, Гаврилову и другим. Многие удмуртские поэты рассказывали о бытности, жизни, трудностях, могли носить социально-лирический, героический, эпический характер. Немало литературы посвящено мифологии.

Фольклор

У удмуртского народа всегда был развит фольклор, служащий источником мудрости и самопознания. По жанрам фольклор не делился, включал в себя материальную, религиозную и этическую культуру. Немало фольклорных произведений посвящалось обрядам и магии, хореографии, музыке. Через фольклор люди обращались к природе, проклинали, давали клятвы, поздравляли. Фольклор рассказывал о сборе урожая, переправе, лечении, даже наборе воды. Среди удмуртов распространился некий шаманизм, основой которого были лечебные слова. Вера в заговоры буквально пронизывала жизнь людей. Были заговоры против лихорадки, ран, сглаза. Самыми важными считались хозяйственные заговоры, позволяющие дать благо и процветание дому. Фольклор содержит много мелодий, которые посвящали проводам льда, хороводам, приходу первого весеннего праздника, приходу гостей. В итоге фольклор, каким бы он ни был, рассказывал обо всех аспектах жизни. Недаром сами удмурты говорят, что сочинялся он по принципу «расскажу и спою о том, что вижу». Немало фольклорных произведений стало былинами, пересказами, сказками и новеллами. Интересно, что былину и пересказ принимали за чистую монету. Фольклор имел и поучительное значение. Он рассказывал о табу, приводил поговорки, пословицы, посвящал в приметы.

Презентация «Удмуртские народные праздники»

Цель данной презентации приобщить детей к культуре удмуртского народа через ознакомление с национальными праздниками и обрядами

Просмотр содержимого документа «Презентация «Удмуртские народные праздники»»

Удмуртские народные праздники

Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

Вой дыр (масленница)

Йо Кеян (Проводы льда)

Избавление поселение от нечистой силы нашло свое выражение в особой ритуальной игре: молодежь перебрасывала друг другу горящую лучину, которая символизировала бесов. Обряд проводили намеренно шумно: стучали друг о друга металлическими предметами, хлопали дверями, громко смеялись. Завершали обряд избиением или сжиганием предмета, символически изображающего злого духа.

Этот праздник приурочен к завершению цикла заготовки пряжи, которое приходилось на начало весны. В честь этого события организовывали гуляния шорт миськон. Символом праздника были прялки, которые женщины носили с собой.

Обряд начала весенних полевых работ.

Этот праздник связан с культом домашнего скота. Все совершаемые на него ритуальные действия были направлены на сохранение поголовья от болезней и хищников, а также увеличение плодовитости животных.

Куарсур (Праздник травы)

В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

В эти дни удмурты совершали обряды, призванные обеспечить богатый

урожай. Праздник проводили на цветущей поляне. Молодые удмурты играли и водили хороводы, соревновались в силе и скорости.

«Выль ӝук» переводится с удмуртского как «каша первого урожая».

Традиции

Праздники

Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.

Свадьба

Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Нередким явлением стал выход замуж девушки, которая была старше своего мужа на 3–4 года . Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Родственники сами за стол садились редко, обслуживая гостей. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.

После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:

  1. После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. Приданое молодожены забирают в первую осень.

Удмуртская свадьба

Свадебные традиции и обычаи на удмуртской свадьбе

Богатство культурного наследия удмуртов ярко проявляется в их свадебных обычаях и традициях. Одним из главных национальных аспектов считается время проведения свадебного торжества. Бракосочетание здесь принято справлять или зимой (начиная с Крещения и до Масленицы), или в осенний период – от Покрова до Филиппова поста. Такое время выбрано предками не случайно. В эти сроки не было полевых работ, поэтому времени для организации свадебного торжества хватало с лихвой.
Если свадьба проводилась после Покрова, поверье сулило молодым супругам богатую и радостную семейную жизнь. Но даже в этот период нельзя было сочетаться законным браком в среду, пятницу и воскресенье. Подобные запреты на дни недели можно встретить в свадебных традициях и других народов. Что касается лета, то в эту пору года все удмурты должны работать в поле.

Оригинальной особенностью свадебной церемонии удмуртов считается большой промежуток времени между первым и заключительным этапом. Иногда свадебный марафон затягивается на нескольких месяцев. Причина кроется в том, что этапов достаточно много, а подготовка к каждому из них занимает недели и даже месяцы.

Вот главные этапы удмуртской свадьбы:

  • ныл куран (сватовство);
  • ярашон (праздник в доме новобрачного);
  • сюан(торжество в доме невесты) и переезд молодой к мужу.

Сватовство

С давних времен вопрос бракосочетания удмуртских детей решался их родителями или старшими родственниками. Выбирать своему сыну спутницу жизни родители начинали после семнадцатилетия юноши. Ранние браки были во многом обусловлены бытовыми проблемами – родители парня желали заполучить в дом еще одну хозяйку. С другой стороны, семьи, в которых были девушки, старались подольше держать их дома. Поэтому очень часто удмуртские жены старше своих мужей.

Родня активно помогала выбрать будущую супругу отцу и матери молодого удмурта. Важные рекомендации в этом вопросе давал специалист (дэмчи). Чаще всего такой эксперт был в юбке. Найдя в округе подходящую кандидатку на роль невесты, дэмчи наводила о ней справки и передавала их заинтересованной стороне. Основными критериями при выборе будущей супруги были: трудолюбие, ласковый и покладистый характер, хорошее здоровье, любовь к чистоте и порядку. Если семье парня выбранная девушка приходилась по душе, то начинали готовиться к сватовству.

Делегация удмуртских сватов состояла из отца (если его нет, то матери) парня, дэмчи и кого-нибудь из близкой родни. Обязательное правило: на сватовство должен идти только один родитель, вдвоем – нельзя. Традиционно сваты приносили с собой нюхательный табак для отца невесты. Если табак мужчине нравился, он соглашался выдать дочь замуж. Но все происходило не так быстро.

Приехав в дом невесты, дэмчи начинала разговор о цели визита в иносказательной форме. Редко случалось, когда сваты в первый раз уходили с положительным ответом. Если им говорили «нет», свадебная делегация оставляла варежки в доме девушки, а потом возвращалась, якобы за ними, но с тем же самым вопросом.

Когда родители, наконец, говорили «да», засватанная девушка ставила самовар на стол, и все переходили к решению организационных вопросов: калым, дата свадьбы, приданое. В прошлом удмуртская невеста не имела права идти наперекор родителям и отказываться от свадьбы, даже если жених был не мил. Сегодня она может сказать «нет», но это случается крайне редко. Обычно дочери не идут против воли родителей, которые желают своим детям только добра.

После удачного сватовства наступает этап сговора. В нем принимают участие невеста, жених, их ближайшие родственники. Они договариваются обо всех важных моментах свадебной церемонии. После этого мать невесты ставит на стол масло и каравай. Отец парня кладет в масло серебряные монеты. Эти простые манипуляции наполнены судьбоносным смыслом – после их проведения удмуртская девушка считалась засватанной и могла уже жить в доме жениха. Второй вариант – оставаться до свадьбы у родителей.

Приготовления к удмуртской свадьбе

После решения всех организационных моментов, удмуртские семьи начинают подготовку к свадебной церемонии. Отец жениха и отец невесты наносят визиты родственникам, приглашают их на торжество, что в Удмуртии считается знаком большого уважения. Подготовка к бракосочетанию состоит из приготовления угощений, калыма и приданного, размеры которых обсуждались заранее.

Пир в доме невесты (сюан)

Если после сговора удмуртская невеста оставалась с родителями, то свадебная процессия из дома жениха следовала в дом новобрачной. Провожать будущего супруга приходили родственники, приглашенные на свадьбу. Все желали ему удачи и давали добрые советы. Гости со стороны мужчины назывались поезжанами. Из них отец жениха выбирал женщину и мужчину, которых назначал старшими. На свадебный пир обязательно приглашали дэмчи.

В доме девушки скрупулезно готовились к приему гостей: на кровати стелили вытканные вручную одеяла, над окнами и зеркалами вешали красивые полотенца – украшали дом только лучшим. Усердно готовили разнообразные блюда, ставили на стол закуски и хлеб. Родня невесты приезжала в дом задолго до прибытия свадебного кортежа. Все помогали хозяевам угощать гостей.

Свиту новобрачного встречали у ворот дома, предлагали отведать яичные лепешки под крепкие напитки. Одну лепешку нужно было съесть обязательно, иначе в дом не пускали. Когда все были в сборе, начиналось щедрое застолье, рассаживал гостей и руководил банкетом распорядитель. Развеселившиеся гости пели удмуртские свадебные песни, рассказывали старые байки, произносили национальные тосты. С помощью песен родня парня знакомилась с невестой. В конце сюана все участники обряда обменивались подарками.

Пир в доме жениха (ярашон)

Ярашон отличается от сюана, прежде всего, тем, что свадебная процессия шла от дома невесты к дому жениха, где происходило застолье. Затем поезжане наносили визиты родственникам новобрачного. В каждом доме их угощали национальными блюдами, учили петь песни. Молодожены тоже ходили по домам вместе с гостями, но не пели.

По традиции, во время проведения ярашона у хозяев дома требовали бочонок меда или кумышку – удмуртскую водку. Эти угощения дегустировали ложкой, а пустой бочонок продавали кому-то из гостей. В последний день обряда гости готовили наряды, придумывали всевозможные образы, устраивали спектакль. Женщины зачастую переодевались в мужскую одежду, все проходило интересно и весело.

Заканчивался ярашон с нотками грусти, гости жалели новобрачную, которая будет теперь жить в чужом доме. Своим сочувствием они намеревались заставить удмуртскую невесту плакать. Считалось, что чем больше слез выльет девушка до свадьбы, тем меньше ей придется плакать на протяжении всей семейной жизни. После этого печального ритуала свадебная церемония считалась оконченной.

Переезд в дом жениха

Чтобы удмуртская девушка смогла покинуть родительский дом, ее жених должен был заплатить калым. Родня ожидала невесту во дворе, и когда та спускалась, три раза обводила девушку вокруг лошади. Свекровь вела невестку в дом и сажала на подушку. Затем расплетала ей косу, а вместо нее делала прическу-веночек. Потом мать новобрачного надевала на голову будущей хозяйке чалму, которая являлась символом замужней женщины. После этих ритуалов молодые супруги шли в свою спальню.

В первое утро после удмуртской свадьбы принято смотреть приданое молодой жены. Открывают привезенный девушкой сундук и все его содержимое вывешивают во дворе. После этого молодая хозяйка угощала гостей своими блюдами – так она показывала радушие и гостеприимство. Отведав яств, все шли к реке, где молодая жена бросала в воду серебряную монету и набирала ведро воды. Уже в доме девушка угощала гостей водой, которую принесла из речки.

Послесвадебные обряды

Большое значение придают удмурты послесвадебным обрядам. Вот основные из них:

  • через семь дней после ярашона родители невесты с родственниками приезжают в гости к молодоженам;
  • в первый раз после бракосочетания молодая удмуртка может поехать в гости к родителям только с супругом и его мамой;
  • родные жениха приглашают молодую семью в гости, чтобы девушка познакомилась со всеми родственниками;
  • сразу после окончания свадьбы молодожены вместе с родней мужа едут забирать домашних животных, обещанных в качестве приданого.

После этого все свадебные обряды считаются оконченными.

Видео: бракосочетание по-удмуртски

Создание новой семьи – один из важнейших праздников у всех народов, который сопровождается обрядами и ритуалами. Удмуртская свадебная церемония, благодаря древним традициям, выглядит очень красиво и феерично. Если вы интересуетесь культурой этого народа, вам обязательно нужно посетить удмуртскую свадьбу. Вы откроете для себя массу новых позитивных впечатлений. А пока можете посмотреть видео с традиционной удмуртской свадьбы, оценить всю ее красоту, проникнуться гаммой чувств, которую испытывают родственники и новобрачные.

Жизнь

Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом. Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне. Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами. Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.

Еда

Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают. Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу. Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей. Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю. На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца. Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.

Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.

Наряд расскажет всё

Традиционная одежда удмуртов тоже вызывает немалый интерес исследователей. Дело в том, что мужской костюм вполне похож на славянский наряд – рубаха, штаны и красный пояс с орнаментом вышивки. А вот женщины предпочитают носить яркие юбки, платья и передники, дополняя образ головным убором. Сегодня национальный костюм стал лишь украшением удмуртов, но в прежние времена по головному убору удмуртки можно было определить её семейное положение, возраст и даже количество детей. В женских костюмах также немало восточных элементов – это и пестрота цветов, и обилие всевозможных украшений, в первую очередь, монет, из которых состоят нагрудники и шапочки.

И всё-таки удмурты чувствуют себя русским народом. Именно они приписывают себе «изобретение» такого блюда как пельмени. На это указывает дословный перевод слов «пель нянь» – «ухо от хлеба». Пельмени действительно являются излюбленным блюдом удмуртов, которые в 2015 году официально учредили народный праздник – Жень пельменя. Настоящей сокровищницей традиционных рецептов стали рассказы знаменитых «Бурановских бабушек», причём многие из национальных удмуртских блюд стали популярны во всей России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]