Название
У исследователей нет единого мнения относительно происхождения названия народа. Одни связывают версию появления этнонима с Идаром Кабардеем — полулегендарным князем, под предводительством которого народ занял территории бассейна Терека в XV столетии. По другой версии, князя звали Кабарда Тамбиев — его считают основоположником этноса кабардинцев. Согласно легенде, князь переселился с Западного на Северный Кавказ вместе с одной из ветвей адыгов. Сами себя кабардинцы, как и другие черкесы, называют адыгэ. Этноним имеет древние корни, исследователи не смогли прийти к единому мнению относительно его появления. Согласно одной из версий, слово обозначает «дети солнца».
Сватовство
Начинается всё с того, что родственники жениха помогают отыскать девушку, которая подойдет ему в качестве невесты. Далее жених со своими самыми близкими родственниками направляется к дому девушки, надеясь на то, что ее отец даст согласие на выдачу замуж дочери. В случае положительного ответа приступают к обсуждению темы относительно калыма. Надо сразу предупредить, что жениху не всегда везло с первого раза получить благословение у своего будущего тестя. Часто тот отправлял назойливого парня ни с чем.
Цель могла быть достигнута после второго, третьего и т.д. захода. Видимо, таким образом проверялась твердость намерений. Именно так начинается кабардинская свадьба, в Нальчике например.
Где живут, численность
В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек. Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.
По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:
- Ставропольский край — 7993 чел.
- Москва — 3698 чел.
- Северная Осетия — 2802 чел.
- Московская область — 1306 чел.
- Санкт-Петербург — 1181 чел.
- Краснодарский край — 1130 чел.
В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.
Язык
Кабардинцы говорят на языке адыгэбзэ, ученые называют его кабардино-черкесским языком в составе абхазо-адыгской семьи. Часть лингвистов считает адыгейский и кабардино-черкесский языки диалектами единого общего для адыгов языка. Кабардинцы согласны с версией, о чем говорит самоназвание языка, возможность общения на нем с представителями других адыгских народов. Исследователи не нашли следов письменности кабардинцев: предания передавались из уст в уста. В случае необходимости передачи текстовых сообщений использовали арабскую графику. В 1885 г. Умаром Берсеем составлен первый черкесский букварь. С 1936 г. используется алфавит на кириллической основе. В начальных классах местных школ ведется преподавание родного языка. Наряду с русским, кабардино-черкесский повсеместно используется в повседневной жизни народа.
История
Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры. Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:
- Предгорные и равнинные территории левых притоков Терека — историческая область проживания, именуемая Кабардой.
- Правобережье Терека от устья Сунжи до устья Курпа — Малая Кабарда.
- Нижнее течение Терека, севернее Кабарды, включавшее территории горы Бештау (Пятигорья) — в русских документах получили название «Земли Пятигорских черкасов», именовались Большой Кабардой.
С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.
Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.
В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.
Внешность
Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:
- высокий или средний рост;
- атлетическое телосложение;
- широкое лицо;
- выступающие скулы;
- прямые брови;
- горизонтальное расположение глаз;
- нос прямой или с горбинкой, горизонтальное расположение кончика;
- глаза карие, серые, черные;
- прямые жесткие волосы;
- развит волосяной покров.
Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей. Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.
Официальная регистрация брака
Когда брак зарегистрирован Имамом, можно начинать готовиться к официальной части праздника. После первой брачной ночи принято показывать гостям простынь, хотя это и не входит в рамки современным нынешних принципов морали. Первые двое суток перед подготовкой к свадьбе родные жениха активно празднуют предстоящее торжество. На третьи сутки к ним присоединяются родные молодой, привезя с собой приданое. Берут лучшее вино, закалывают барана. Родители новобрачных на официальной части бракосочетания не присутствуют. Когда свидетельство о заключении брака получено, все отправляются в дом жениха на празднование торжества. За столом присутствуют только мужчины с обеих сторон. Они поздравляют жениха, знакомят со старейшинами, а затем выключают свет и пытаются его головной убор. Парень не должен этого допустить. При знакомстве невесты с родственниками мужа, на центр зала выносится шкура барана. Девушка становится на нее и должна удержаться, пока шкуру будут выдергивать у нее из-под ног. За этим следуют танцы и осыпание невесты мелкими деньгами и пшеном. Согласно этикету женщины и мужчины веселятся по отдельности. А невеста должна быть спрятана под покрывалом от взгляда других мужчин. Раньше кабардинская свадьба длилась целую неделю. Сейчас взгляды изменились, но это по прежнему самый долгожданный день в жизни молодых, их друзей и родственников.
Кабардинские свадьбы считаются одними из самых веселых и зрелищных национальных семейных праздников. Примечательно то, что на них всегда присутствуют разного рода конфликты и ссоры. Дело не в плохой организации. Традиция спорить на этом торжестве появилась несколько лет назад, в ее основе лежат старинные национальные обычаи.
Одежда
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы. Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.
Жизнь
Социальная организация
Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:
- Князья. До Кавказской войны верхушку власти составляли княжеские роды, по некоторым источникам, их было шесть. Каждый род владел обширными территориями Кабарды, имел войско, сюзеренов, крестьян, слуг, рабов. Из князей в разные периоды выбирали верховного князя, представлявшего интересы кабардинцев за пределами исторического региона проживания.
- Дворяне, или уздени. Разделены на три категории по праву рождения и величине богатства. Первые и вторые — признанные вассалы князя, знатные семьи с великими именами. Третьих можно сравнить с польской мелкой шляхтой, имеющей вес и определенное благосостояние, но не входящей в элиту первой очереди.
- Духовенство: муллы и имамы. Принимали активное участие в решении общественных вопросов.
- Крестьяне «тхокотли». Принадлежат князьям и узденям, имеют свою землю или же берут в аренду у владельцев. Составляют основное население Кабарды: занимаются земледелием, скотоводством, промыслами, обеспечивают благополучие правящей верхушки.
- Рабы, или ясыри. Рабов покупали, использовали в качестве ясырей пленных. Низший, бесправный слой населения. В большинстве использовался в качестве слуг в знатных домах.
Семейный уклад
До XIX столетия кабардинцы жили большой патриархальной семьей, средняя численность составляла порядка 60 человек. Главой семьи был старший по возрасту мужчина, существовала поговорка: «Власть старшего равна власти Бога». Почитание старших — одна из основополагающих традиций кабардинцев. Самый старший мужчина, даже если он был ниже по сословию, всегда садился на самое почетное место за столом. Другие мужчины садились позже или оставались стоять, сыновья не имели права есть с отцом за одним столом. Часто в обыденной жизни глава семьи разделял пищу лишь с внуками, за воспитание которых нес ответственность.
Старшая женщина считалась главной в решении домашних, хозяйственных дел, обладала полной властью над детьми, невестками. Женщины находились в зависимом от мужчин положении, однако пользовались уважением и почетом, не испытывали физического и морального насилия. Ислам разрешал многоженство, но семейные ценности предписывали кабардинцам иметь одну спутницу жизни. Негативно относились к разводам, хотя подать просьбу могли мужчины — без объяснения причин, и женщины — из-за измены или по причине мужского бессилия. Существовала пословица: «Первая жена — тебе жена, второй жене — ты жена». Неоднозначно исследователи относятся к обряду избегания, запрещавшему невестке разговаривать со свекрами. Особенно строгие правила существовали относительно общения со свекром. Первые годы, обычно до рождения первенца, молодой жене требовалось в присутствии отца мужа укрывать лицо, запрещалось заговаривать первой, смотреть в глаза, стоять спиной или напротив: только в пол оборота. Ряд исследователей считает это, вкупе с обычаем калыма и договорных свадеб, притеснением женщины. Другие считают избегание проявлением уважения к невесткам, сформировавшимся с древности укладом, помогающим в большой семье избегать межличностных конфликтов и противоречий. Избегание касалось также мужа и жены, родителей и детей, зятя и родителей супруги. С последними после свадьбы не виделись месяц: после привоза молодой жены в гости в отчий дом запрет снимался. Супруги не называли друг друга по имени, позорным было говорить о жене или муже при посторонних. В случае необходимости обращения говорили «сын того-то», «их дочь». Позором считалось проявление нежных чувств, запрещалось оставаться днем наедине в одной комнате: встречались супруги по ночам или в присутствии других родственников.
Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал. Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.
Занятия
Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов. Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.
Современные традиции кабардинской свадьбы
Обязательным обычаем современной свадьбы является похищение невесты. Девушку принимают в своем доме родственники, затем к ней приезжают родители и спрашивают согласия на замужество. Если ответ положительный, молодая пара считается мужем и женой. Ранее такого не было. Брак регистрируется Имамом – мусульманским священником. Еще одним отличием современности считается место празднования свадьбы. Раньше торжество отмечали дома, сейчас же все чаще празднуют в ресторане. Если девушка не хочет выходить замуж, она в праве спокойно уйти в родительский дом. В былые времена мужчина мог просто украсть понравившуюся ему женщину, не оставляя ей выбора.
Религия
С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне. Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.
История происхождения балкарского народа
Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, алано-осетинскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.
Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы Северного Кавказа в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.
Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. Карачаево-балкарская письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на Кавказе не дошли до наших дней.
Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.
Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.
Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.
Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.
Традиции
Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:
- Сватовство. Родственники со стороны мужчины выбирали достойную по статусу невесту, к родителям которой посылали сватов. С первого раза беседа не всегда заканчивалась положительным ответом: ждать согласия порой приходилось несколько месяцев.
- Согласование суммы калыма. Оговаривалось неспешно, часто со спорами и торгами. Богатые семьи знали полагающийся размер выкупа: минимум 30 частей. Восемь составляли слуга, шлем, кольчуга, сабля, поручи, хорошая и обычная лошади, 8 быков. Остальные 22 части измерялись головами животных: баранов, быков, буйволов.
- Смотрины и обручение. В назначенный день будущие невеста и жених впервые встречались в доме невесты, где происходило знакомство. По исламским традициям проводили церемонию обручения.
- Выплата доли калыма. В зависимости от материального положения семьи юноши оговаривалось время сбора калыма. Когда большая часть выкупа собиралась, его передавали родственникам невесты, после назначали точную дату свадьбы.
- Вывод из отчего дома невесты. Девушку наряжали в торжественный свадебный костюм, покрывали голову и лицо. Друзья жениха шумным свадебным поездом приезжали за невестой. Подруги и родственники в шуточной форме просили выкуп, получив который отпускали невесту.
- «Укрывание» жениха и невесты в разных чужих домах. Невесту привозили в дом одного из друзей жениха, сам он селился в доме другого друга. К девушке будущий супруг приходил по ночам, хозяин дома выступал в роли охраны, отвечая за безопасность будущих супругов жизнью. Подобное положение продолжалось месяц.
- Переезд в дом мужа. Невесту тайком привозили в дом жениха, селили в помещении, затем становившемся домом молодой семьи. В течение недели девушка не выходила из комнаты, ни с кем не общалась. Жених в это время общался с родственниками, расхваливал будущую невестку.
- Обряд примирения с родными. Обряд примирения родителей жениха с невесткой происходил после ее торжественного выхода из комнаты. Старшая женщина в доме мазала девушке губы маслом и медом, обсыпала сладостями: чтобы жизнь была сытой и сладкой. После устраивался общий праздник, длившийся несколько дней.
Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.
Традиции и обычаи
До конца XIX в. значительную роль в жизни кабардинского народа играли отгонно-пастбищное животноводство, пашенное земледелие, полеводство, пчеловодство и др. Особое значение для кабардинцев имело коневодство. Ещё с XVI в. кабардинская порода лошадей, выведенная на основе скрещивания степных лошадей и жеребцов восточных кровей, славилась во многих странах. Знаменитые скакуны отличались исключительно крепкими копытами, благодаря которым они легко взбирались по узким горным тропам и преодолевали занесенные снегом перевалы. Традиционно в народе соблюдался обычай таврения конского молодняка раскаленной «печаткой»: на крупе лошади выжигался родовой знак – тамга («дамыгъэ»). Тамгу ставили и на различные предметы (на могильные памятники, музыкальные инструменты, двери кунацкой, на чаши и др.).
Важное место в сфере духовной культуры кабардинского народа занимал неписаный кодекс Адыгэ хабзэ (адыгский этикет) – совокупность жестко регламентированных традиционных норм обычного права, нравственных предписаний и правил поведения. Многие элементы адыгского этикета, наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и др., широко распространились среди соседних народов. Адыги строго придерживались обычаев гостеприимства, куначества, аталычества, кровной мести. Гость, кем бы он ни был, пользовался защитой и покровительством хозяина. Тот, кто оскорблял гостя, уплачивал хозяину дома штраф в размере нескольких десятков голов крупного рогатого скота, а в случае убийства гостя штраф возрастал в пять раз, не считая расплаты за само преступление. Для гостей кабардинцы специально строили дом – «хьэщIэщ». На основе гостеприимства сложился институт «куначества» – искусственное родство между представителями разных родов, племен, народностей. Кунаком считался близкий друг, делами которого хозяин не только интересовался, но и оказывал ему всяческую помощь и защиту. Кабардинцы имели кунаков среди балкарцев, русских, осетин, народов Дагестана и др., и наоборот. В народе был широко распространен и институт «аталычества» (в пер. с тюрк. «аталык» – «отцовство») – прием в семью на воспитание ребенка, чаще всего мальчика. Аталык заботился о своем питомце как о родном сыне, давал ему мусульманское образование, обучал искусству верховой езды и владению оружием, воспитывал в духе адыгского этикета. По достижении воспитанником совершеннолетия аталык возвращал его в родительский дом, снарядив при этом конем, оружием и богатой одеждой. Приезд воспитанника в родной дом проходил в торжественной обстановке, а аталык в подарок получал скот, оружие и т. д. На воспитание отдавались и девочки, которых обучали различным женским рукоделиям и ведению хозяйства. По окончании воспитания они также возвращались в дом родителей. Основные принципы адыгского этикета – уважение к старшим, к женщинам, нормы социального взаимодействия – и сегодня определяют поведение многих кабардинцев.
До XIX в. в укладе кабардинского народа преобладала большая патриархальная семья, состоявшая из трех-четырех поколений. Семьей управлял старший мужчина, а его жена ведала домашним хозяйством, руководила воспитанием мальчиков до 7-8 лет и девочек до их выхода замуж. В XIX в. появилась малая семья. Запреты на браки внутри одного рода распространялись на членов отцовского и материнского родов и на многочисленные виды искусственного родства: молочное, усыновление, побратимство. Свадебный обряд растягивался не на один год. Выбрав невесту, жених через своих родных делал предложение (долгое время сохранялся и обычай похищения невесты). В случае получения согласия стороны договаривались о сумме калыма и порядке его выплаты. Через некоторое время проводили смотрины невесты и обручение молодых. В оговоренный срок жених вносил часть калыма, затем, спустя несколько месяцев, совершался обряд вывода невесты из родительского дома. До свадьбы новобрачный находился (прятался) у кого-либо из друзей и ночью тайно посещал свою супругу, жившую в доме его родственников. Отношения новобрачного с хозяином дома, где он проживал, приравнивались кровному родству. По окончании определенного периода новобрачную перевозили в дом мужа, в котором для молодоженов выделялась специально обставленная комната – «лэгъунэ». До этого момента жених избегал встречи со своими родными и старшими односельчанами. По традиции новобрачный должен был пройти обряд «примирения», который состоял в том, что после возвращения в родной дом, он получал от отца и старших мужчин рода напутствие. Через неделю после свадьбы совершался обряд выхода молодой супруги в общую комнату. Все элементы кабардинской свадьбы сопровождались музыкой, танцами, песнями, скачками, играми.
Рождение мальчика кабардинцы торжественно отмечали игрой-состязанием («кхъуейплъыжькIэрыщIэ» – «подвязывание копченого сыра»). Во дворе вкапывали два высоких столба с крепкой перекладиной, к которой привязывали копченый сыр, а рядом – промасленную кожаную веревку. Соревнующиеся парни должны были добраться по веревке до сыра, откусить кусочек и получить за это приз – кисет, чехол, уздечку и др. Через несколько дней после рождения ребенка устраивали обряд «гущэхэпхэ» («завязывание ребенка в люльку»).
С XIX в. погребально-поминальные обычаи кабардинцев совершались по мусульманскому обряду. Обычно похороны происходили на следующий день после смерти человека. Об этом старались оповестить родственников, соседей, односельчан. В день похорон проводили обряд отпущения грехов покойного (деур). Для его совершения семья умершего выделяла определенную сумму денег, которая затем распределялась между малоимущими и муллами. После исполнения деура покойного выносили из дома. На кладбище шли только мужчины. После похорон устраивали чтение Корана и раздавали одежду усопшего беднякам, соседям и родственникам. Каждый день в течение сорока (сегодня – пятидесяти двух) дней жарили лакумы и вместе со сладостями раздавали соседям, затем устраивали большие поминки. Погребально-поминальный обычай кабардинцы строго соблюдают и сейчас. Поминки делают в 40 и 52 дня, в полгода и в год.
С 2011 г. по инициативе Международной Черкесской Ассоциации отмечается Международный день черкесского национального костюма. Впервые он был отпразднован в Республике Адыгея, а с 2012 г. – и в Кабардино-Балкарской Республике. Черкеска
– традиционный национальный костюм адыгов – издавна считалась эталоном одежды. Термин «черкеска», образованный от второго названия адыгов «черкесы», появился в XIX в. Черкеска – это верхняя одежда в виде распашного кафтана в талию, со сборками и вырезом в груди, чтобы был виден бешмет. Её обычно шили из неяркого домотканого сукна – строго подбирали один-два цвета, в основном естественные цвета шерсти (бурый, черный, серый). Нарядные белые черкески () носили только зажиточные кабардинцы. На груди черкески располагались газырницы – карманчики для газырей (деревянные трубки с запасом пороха). Особое значение уделяли длине и аксессуарам черкески, стараясь не перегружать её лишними деталями. В строгом покрое черкески отражался идеал красоты адыгского воина: стройная, подтянутая фигура с широкими плечами и тонкой талией, о которой пелось в песне, что «если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его». Черкеска, плотно облегая мужскую фигуру, подчёркивала её стать и всегда носилась в застёгнутом виде с отогнутыми рукавами. Лишь в парадных черкесках прямые и широкие рукава спускались ниже кисти. Основную ценность и богатство адыга составляло оружие, которое считалось символом его свободы, чести и достоинства. Поэтому обязательной принадлежностью черкески являлись кинжал (къамэ) искусной работы (), шашка, пистолеты в богатом окладе. Оружие крепилось на узком кожаном поясе, украшенном серебряными накладками. Необходимой частью одежды всадника являлась щIакIуэ – длинная бурка, служившая защитой от солнца, холода, дождя, а также подстилкой и покрывалом в походах. На ноги адыги надевали сафьяновые чувяки с ноговицами, на голову – папаху. Со временем адыгский национальный костюм стал самым популярным на Кавказе, а в 40-х гг. XIX в. он был утвержден как воинская форма казачьих войск. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм, седловку лошадей, манеру езды и ношения оружия. Очень изысканно носил черкеску российский император Николай II, а часть русского императорского конвоя официально имела кавказское облачение.
Во все времена адыгские девушки (черкешенки) славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовал традиционный костюм, в который входили: шаровары, туникообразная рубаха, длинное до пят распашное платье (фащэ), серебряные и золотые пояса, украшенные национальными орнаментами, расшитая золотом шапочка и сафьяновые чувяки (, мастер – М. А. Хацукова). Платье шили из бархата, плотного шелка или сукна, оно имело покрой черкески и всегда украшалось золотошвейным узором. Представительницы высших сословий при торжественных выходах надевали обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями деревянные туфли высотой 12 см – «пхъэ вакъэ» (, мастер – Л. А. Абаева). Эти своеобразные туфли считаются наиболее древней обувью адыгских женщин, дошедшей до XIX в. До настоящего времени национальный адыгский костюм был востребован как произведение народного творчества, несущее в себе высокий дух культуры этноса. В начале ХХ в. под влиянием соседнего русского населения кабардинки начали носить кофточки (плIэ) и юбки (кIэ). Кофты шились в талию, с длинными рукавами, юбки же были свободные и длинные. Новой тенденцией в современном женском костюме стало сочетание классического покроя, офисного силуэта и национального адыгского золотого шитья. В этом направлении работает художник-модельер Мадина Саральп. Известный дизайнер создает эксклюзивную одежду, изящно соединяя европейскую эстетику с национальным духом. Её линии одежды и аксессуаров пользуются большой популярностью не только в Кабардино-Балкарии, но и далеко за пределами России.
Основу традиционной пищи кабардинцев составляют варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог, сыр и др. Визитной карточкой национальной кухни считаются «лыгъур» (лягур) – копченая и сушеная баранина или говядина (), «жэрумэ» (завернутый в требуху бараний жир со специями), «лыбжьэ» (мясной соус, варианты – джэдлыбжьэ, джэшлыбжьэ и др.). Мясные бульоны (лэпс), пшенные отвары и супы подавались после мясных блюд и только в начале ХХ в. в отдельных семьях стали есть супы в качестве первых блюд. Одной из характерных особенностей кабардинской кухни является наличие в ней большого количества соусов, подлив, приправ под общим названием «шыпс», отличающихся приятным вкусом и достаточной остротой. Многие из них высококалорийны и могут быть поданы как самостоятельные блюда (например, сметанный соус – «кхъуейжьапхъэ»). К мясным блюдам кабардинцы обязательно подают пасту (круто сваренную пшенную кашу без соли). Наряду с пастой также употребляют чурек (пресный хлеб из кукурузной муки в виде лепешки), лакумы (пышки), дэлэн (пироги с сыром, творогом, картофелем). В больших количествах для придания остроты и пикантности блюдам используют лук, горький и сладкий перец, зелень, петрушку, укроп, кинзу и чабрец (джэдгын). На праздничный стол в качестве десерта подают национальные лакомства «хьэлыуэ» (халва, ), «зэкIэрыс», «тхъурыжь» (хворост, ). Национальным напитком является «махъсымэ» (буза), который готовят из пшенной муки с солодом. В недалеком прошлом на кабардинских свадебных торжествах этот хмельной напиток пили только старшие. Символическим бокалом богатыря удостаивали молодого человека, совершившего героический поступок. Как правило, он только пригублял бокал мужества, что тоже считалось признаком воспитанности. Большое распространение имел калмыцкий чай – так называли собственно калмыцкий чай и чай с шиповником и некоторыми травами. Черный байховый чай употребляли в зажиточных семьях. В настоящее время многое из того, чем украшали стол предки современных кабардинцев, утеряно или вошло в разряд обезличенных кавказских блюд. В то же время кабардинская национальная кухня, благодаря тесным контактам с соседями, также обогатилась блюдами других народов (дрожжевой хлеб, пирожки, пироги с различными начинками, борщ и другими из русской, украинской кухни). Под влиянием осетин кабардинцы научились готовить из ячменя пиво (сырэ).