Современные танцы радуют своим множественным разнообразием стилей всю или наибольшую часть современной молодежи и привлекают даже старшее поколение. Поэтому мы попытались сгруппировать современные танцы и предоставить вам краткий список. Но изучение одной истории становления выявляло происхождение еще нескольких разветвлений в направлениях. Один джамп-стайл чего стоит. Поэтому решено было сгруппировать современные танцы на основные условные группы: эстрадный танец, очень обширные и энергичные уличные танцы и чувственная группа современной хореографии.
Эстрадный танец
Самый простой из всех видов современных танцев с точки зрения ограничений по элементам и последовательности действий. Абсолютно сценический, импровизационный и свободно постановочный танец. Может включать в себя другие стили современных танцев. Его характеристикой является миниатюра, небольшая танцевальная сцена.
Свое становление эстрадный танец брал у цыган и народных хоров. Танцоры обязательным образом должны знать основы актерского мастерства или быстро принимать их от своих наставников.
Эстрадный танец очень модный. Занятия проходят почти в каждой хореографической школе любого города мира. Понимаете масштаб популярности?
Как выбрать стиль первого танца: 7 вариантов разного уровня сложности
Первый свадебный танец жениха и невесту уже в качестве законных супругов вызывает самую искреннюю улыбку и слезы умиления. Поскольку наблюдать за вами будут все гости, танец лучше поставить заранее, а не рассчитывать на импровизацию (если только вы оба не профессиональные танцоры). Wedding Рассказывает, какие стили танца стоит выбрать и насколько они сложные в подготовке.
Заодно напоминаем: если нет идей для музыкальных композиций — посмотрите их у звездных пар.
Вальс
Самый классический и романтический вариант. Как раз для тех, кто мечтает почувствовать себя принцессой, кружась в танце со своим принцем. Если вы остановили свой выбор на платье с пышной юбкой — стоит задуматься об этом танце. Тем более, что в изучении он довольно прост. Главное, чтобы партнер вел уверенно, с чем он с легкостью справится.
Танцевальный флэшмоб
Как вам идея привлечь к такому важному моменту, как первый танец, и гостей? Разумеется, только часть (всех мы вряд ли сможете уговорить участвовать в репетициях). Весь процесс можно снять на видео и сохранить этот веселый и трогательный момент в памяти. Для такого стиля можно использовать реквизит и даже специальные костюмы.
Танец-история
Это попурри из песен, соединенных вместе, которые отражают самые значимые моменты в истории любви пары. Хореографическая часть состоит из нескольких танцевальных стилей в зависимости от музыки. Такой танец заставит ваших гостей и смеяться, и плакать.
Твист
Зажигательный танец, в котором можете участвовать не только вы, но и ваши гости. Более того, танец предполагает свободные движения, так что можно просто расслабиться и наслаждаться танцем, а не вспоминать движения. То что надо для веселой свадебной вечеринки.
Фокстрот
А вот с этим вариантом придется поработать. Причем ставить его лучше вместе с профессионалом, а не самостоятельно. За месяц (пара занятий в неделю) вы уже сможете чувствовать себя уверенно. Несмотря на то, что над постановкой танца придется поработать, смотреться он будет особенно эффектно — полутемный зал, лучи прожектора, вы с воздушном платье и он влюбленно смотрит на вас.
Румба
Латинская румба — зажигательный танец, под звуки которого так и хочется пуститься впляс. Но в его подготовке придется попотеть. Предупреждаем, танец не из легких, но очень эффектный! На занятия может уйти до двух месяцев. Дело в том, что в та все движения должны быть четкими и отлаженными. После первого занятия к такому прийти не удастся.
Рок-н-ролл
Зажигательные песни Элвиса Пресли или Тины Тернет, что может быть веселее для такого прекрасного дня? Мы уверены, что это один из самых удачных вариатов, которые оценят гости и будут вспоминать с луыбкой. Специальные движения, конечно есть, но выучить их довольно просто даже самостоятельно. Музыка сама вам подскажет, как двигаться.
Фото: Роман Иванов
Современный танец
Современный танец Модерн
Танец Модерн — это зарубежная сценическая хореография, пришедшая к нам из США и Германии. Ее зарождение, это некий протест танцоров, путь к освобождению от классического балета и появлению нового танца. Благодаря чему модерн был избавлен от пуант и приобрел новые формы. Время шло, появлялись новые авторские техники, которые стали причиной появления еще одного направления – Контемпорари.
Сегодня хореографический модерн это танец свободного тела. Включает в себя эффектные бросания на пол, красивые прыжки, сложные акробатические фигуры, ломанные и в тоже время грациозные линии тела.
Контемпорари
Контемпорари, он же контемп, стал причиной появления не только различных техник модерна, но и техники импровизации, восточных единоборств и даже йоги. Контемпорари очень чувственный танец. Его основной особенностью является чередование активных движений с резкой остановкой, расслаблением, порою падением танцовщика на пол. Все это не хаотичный набор движений, а сюжет, передающий чувства и действия танцовщиком зрителю.
Джазовый танец
Джазовый танец широко охватывает различные движения из других стилей танцев, связанных или вышедших из такого направления как «свинг». Вот некоторые его направления: веселый и запретный в социализме буги-вуги, более ранний его прародитель линди хоп, безумный рок-н-ролл и другие. Энергичный, порою с юмористическими нотами, джазовый танец до 1950-х годов целиком присваивают к африканской музыкальной и танцевальной культуре. А в 1950-х возник современный джазовый танец (джаз-модерн), корнями, вышедший из Карибского танца.
Тейлор Свифт и пародия на всех
Сцена из балета Пола Тейлора «Scudorama». 1963 год © Jack Mitchell / Getty Images
Кадр из клипа Тейлор Свифт на песню «Shake It Off». 2014 год © Big Machine Records / Republic Records
В клипе на песню «Shake It Off» Американская певица Тейлор Свифт пародирует и классический балет, и современный танец. В отдельных фрагментах этого клипа мы видим хореографию в стиле Марты Грэм, Пола Тейлора и Мерса Каннингема.
Клип Тейлор Свифт на песню «Shake It Off»
Уличные танцы
Локинг
Локинг, изначально назывался кэмпбэллокинг, благодаря своему основателю. Характерные локингу быстрые движения и мгновенные замирания на короткое время в различных позах дало название стилю («lock» (замок)). Локингу присуще четкие и очень ритмичные движения рук и более плавные бедра и ноги, всегда привязанные к музыке.
Еще одна особенность локинга это его ориентированность на публику. То есть, танец представляет из себя больше представление: танцовщик всегда приветлив и улыбается публике. Их костюмы это исключительно яркая спортивная одежда с «полосками» и иногда подтяжки.
С самого рождения локинг исполнялся под фанковую музыку. Современные танцовщики также предпочитают танцевать под фанк.
Паппинг
Паппинг далеко не нов в списке современных танцев. Его зарождение пришлось на 1970-е года в Калифорнии, благодаря локингу. В России же стиль также присутствовал достаточно давно и был широко распространен. Более того, проходили даже масштабные соревнования, но в России называли его «верхним брейком», смешивая верхний брейк с паппингом. Теперь вы уже поняли, о чем идет речь, и представляете те движения, которым свойственен паппинг. Визуально это похоже на хаотичное и непрерывное сокращение мышц, создающее эффект вздрагивания частей тела, в совокупности с различными позами и другими движениями, образующими то плавные, то резкие движения телом.
В настоящее время верхний брейк и паппинг разграничены и представляют собой разные стили.
Дэнсхолл
Дансхолл или дэнсхолл — Ямайский вид современного танца. В 80-х годах зарождался как «раггамаффин», музыкальный стиль, возникший на основе «Риддима» (регги-ритм), но более ритмичный.
Дансхолл объединяет танцоров этого стиля в лагеря. Лагерь это крупномасштабное мероприятие, включающее в себя соревнования, мастер-классы, вечеринки, шоу-программы, баттлы и многие другие развлечения, присущие этому движению. Самый крупный подобный лагерь это Big Up Kemp. Необычно для нашей страны, но первый лагерь прошел именно в России и Франции в 2011 году и теперь является одним из самых значимых танцевальных событий мира.
Тверк
Тверкинг, сокращенно тверк, он же бути-дэнс — ничто иное, как попотряс или танец попой. Это не сарказм, а прямое описание этого современного и популярного на текущий день направления танцев, истоками которого стали племенные танцы женщин с африканского континента. Вся сущность тверка таится в интенсивных движениях бедер, ягодиц, немного рук и живота. Удивительно, но этот танец исполняется даже мужчинами. Тверк стал своего рода ответвлением от современного на сегодняшний день дэнсхолла. Также содержит сексуальный подтекст.
Исполняется бути-дэнс под хип-хоп, регги музыку, R’n’B и самбу. Особенность профессионального исполнения заключается в способности двигать одной ягодицей независимо от другой и выполнять различные сложные рисунки ягодицами.
Нередко на Западе тверк исполняется танцовщицами с целлюлитом, притом что такие активные движения ягодицами способствуют приобретению спортивной формы. Может в этом то и причина…?
Не доказано, но считается что регулярные занятия тверком, как в профессиональном направлении, так и в домашних условиях являются профилактирующими застойных явлений по гинекологии. Танцевать тверк не смогут не раскрепощенные люди, хотя занятия тверком способствуют избавлению от данного комплекса.
В некоторых фитнес центрах занятия тверком проводят фитнес-инструктора, так как воспринимают данные танцы, как дополнительное направление в своих тренировках.
Порою современные танцы действительного способны удивить, а иногда даже смутить «неподготовленного человека»…
Электро-дэнс (тектоник)
Электро-дэнс (тектоник) – название к нам пришло из далекой Франции, а точнее из известного клуба «Metropolis», где проводится ежегодная вечеринка Tecktonik Killer. В общем, это нечто среднее между хип-хоп направлениями и танцами в стиле техно. Сам танец исполняется под звуки тяжелого «электро».
Брейк-данс
Брейк-данс – основоположник хип-хопа, как субкультуры. Разделяется на два вида: верхний (пластический) и нижний брейк (тяжелые трюковые движения, требующие навыки в акробатике и хорошей выносливости). Зародился брейк-данс в Нью-Йорке в 60-х годах. Однако годом его зарождения считают 1973, год формирования брейк-данса как отдельного самостоятельного танца.
Танец вог
Танец вог базируется на движениях присущих моделям: от позы до подиумной походке. Вог четко выделяется от любого другого стиля современного танца ярко выраженными и быстрыми движениями рук, падениями, позированием и эмоциональным исполнением под хаус музыку.
Появился вог в 1970-х годах, благодаря Гарлемским заключенным. Осужденные ради забавы шутили над позами моделей, увиденных в журналах, и, высмеивая изображали их. Вскоре эти позы стали разбавляться другими движениями, потом стали показываться под музыку и впоследствии все эти действия трансформировались в модный танец вог.
Вог быстро был подхвачен сексуально раскрепощенным Нью-Йоркским слоем населения. Людям, отдаленным от высокой моды благодаря своему социальному статусу, организовывали собственные вог-баллы, где они могли ощутить себя звездой, выходя на импровизированные подиумы.
Сильный толчок развития вога дал одноименный клип Мадонны Vogue в 1990 году. Тогда этот зарубежный танец покинул родные земли и был привезен в Европу. Ныне вог считается неотъемлемой частью хаус-культуры.
Стрип–пластика
Стрип–пластика – это комплекс соблазнительных движений, создающих некое представление с эротическим, чувственным подтекстом, понятным для всех и каждого, кто смотрит это произведение искусства. Стрип-пластика является неким языком самовыражения своих внутренних чувств и красоты.
Finger Tutting (танцы пальцами)
И напоследок оставили самый молодой и интенсивно развивающийся стиль танца Finger Tutting (разминка пальцами). В его основе заложены сложные фигуры, выполненные пальцами рук, стилизующие древнеегипетское искусство, и относящееся к «королю Туту».
Стиль начал зарождаться в 2010 году после выхода в свет фильма «Шаг вперед 3D», где в титрах в конце фильма Джей Гутьеррес исполнил свой «номер пальцами».
Сюжетный танец
Наиболее известным и распространенным видом хореографической миниатюры является сюжетный танец. Его главная цель состоит в передаче и основной темы и содержания, которое создается с помощью средств хореографии на основании различных источников, например, литературных (романов, сказок, стихотворений) и музыкальных (симфоний, романсов, сонат), а также исторических событий и других смежных видов искусства (кинематограф и т.д.)
Сценической сюжетный танец является обширным и разнообразным понятием, он способен вызвать у зрителя широкий спектр чувств: слезы, улыбку, страх, отвращение, заставить задуматься. Слово «Сюжет» происходит от французского «sujet», что в переводе означает предмет, содержание; интерпретируется, как процесс развития действия, представлен в хореографических постановках, содержащих художественные образы, в частности, в хореографическом спектакле. Акт, представленный на сцене, выражается с помощью физиологии или психологии, интенсивности или пассивности, конкретики или символизма. Сюжетно-хореографическая миниатюра выделяет главенствующую роль действия, как составляющей в драматургии танца на идейно-художественном уровне.
Основание и развитие сюжета хореографической миниатюры
Основой для постановки номера чаще всего являются:
- историческое события;
- социально важные случаи из жизни, актуальные современные вопросы, «вечные» темы (любовь, дружба, предательство и т.д.);
- ситуации, раскрывающие положительные черты человеческого характера (героизм, храбрость, отважность);
- литература
- изобразительное искусство
- музыкальные произведения
Развитие сюжетно-хореографической миниатюры в эстрадном танце производится с помощью выделения ключевых моментов, на основе которых раскрывается целостный образ и содержание постановки. Предполагается не полное копирование сюжета, а передача задумки первоначального автора, появление новых оригинальных поворотов, использование современного хореографического языка, помогающего воплотить драматургию номера.
Отражение жизненных событий, конфликтов, действий и переживаний героев, раскрывая их индивидуальный характер, взаимоотношения, внутренний мир, чувства и мысли – одна из главных целей сюжетно-хореографической миниатюры. Идея танца воспроизводит раскрывающийся с помощью действия характерный образ, наличие которого обязательно в сюжетном танце.
Основная задача балетмейстера заключается в выражении точности и характера образа с помощью средств хореографии. Изучение, понимание и умение применять многообразие режиссерских форм в совокупности с составлением композиционного плана и способности воспроизводить хореографический текст является важным аспектом в работе хореографа-постановщика.
Одно из выразительных средств, образное и организующее начало во всех видах танца представлено музыкой. Отличительными особенностями музыкального сопровождения в сюжетно-хореографической миниатюре являются: яркость, законченность формы и содержания, образность, совпадение идейно-эмоционального содержания с хореографической лексикой.
Пластические возможности человека, раскрывающиеся с помощью пространственно-временной парадигмы, представляющие собой законченную мысль в рамках сценической формы сюжетно-хореографической миниатюры, являются хореографическим текстом или движением. Отличительная черта хореографической лексики эстрадного танца – предельная выразительность, эффект такого рода достигается с помощью следующих приемов: ввод элементов пантомимы, варьирование поз и ракурсов (способствует приданию скульптурности), использование хореографических символов, полифонии, метафоры, методов комбинирования. Каждый педагог должен научиться сочинять лексику, соответствующую образу танца. Наполненность миниатюры смыслом, идеей и стилем есть важное условие, чтобы танец заговорил.
Составляющие части сюжетного танца
Действие в сюжетном танце, как средство выражения в динамике представлено рисунком перемещения танцоров в пространства. Важно отметить образно-декоративный характер «рисунка» в постановках, не обладающих сюжетом, и тесную связь драматургии с «рисунком» в сюжетных композициях.
Последовательное развитие событий в сюжетном танце называется драматургией, она раскрывает изменения взаимоотношений и характеров героев. Композиционный сюжет представлен взаимодействием системы образов. Развитие сюжетных поворотов, постановка конфликтной ситуации, определенных сценических обстоятельств способствует раскрытию образа, используя возможности драматургии сюжетно-хореографической миниатюры.
Конфликт сталкивает противоположные взгляды, интересы, поступки, является серьезным разногласием, борьбой персонажей, острым спором. Развитие конфликта представлено действием и противодействием, с помощью различных средств выразительности оно должно достигать достоверности и волновать зрителя.
Драматургия хореографического произведения, в частности, ситуация способствует выявлению образов, характера, основных черт, участников действия. Ситуация, раскрываемая в кульминации, является наиболее значимой, второстепенные ситуации воспроизводятся в ступенчатой системе развития действия.
Элементы драматургии сюжетно-хореографической миниатюры
- Экспозиция заключается в выходе танцовщиков. Образует пространственный образ, форму действия, параметры героев, внутреннее настроение. Точечность, краткость экспозиции, совмещение ее с завязкой номера является чертой, свойственной сюжетно-хореографической миниатюре;
- Завязка проявляется в возникновении конфликта, является коротким началом действия.
- Развитие действия составляет несколько ступеней, чаще всего три. Событие, для которого выделяется отдельная ступень, заканчивается ложной кульминацией. За счет нарастания ступеней усиливается и развивается конфликт, заканчивающийся, в конечном итоге, действительной кульминацией.
- Пик конфликта достигается в кульминации, отличающейся характерной яркостью в сюжетно-хореографической миниатюре.
5. Развязка представляет завершение действия, в котором разрешается конфликт, может отличаться эффектом неожиданности или открытого финала.