Свадебные традиции от Древней Руси до современной России


Свадебные обряды и традиции у древних славян

Церемония бракосочетания – это в какой-то степени мистическое действо, ведь ещё вчера совершенно чужие и незнакомые друг другу люди после проведения определенного обряда вдруг становятся одной семьей, единым целым.
Как и большинство исторических фактов, о жизни древних славян в первую очередь мы узнаем из «Повести временных лет». Нестор летописец писал, что именно во время свадебного обряда проявляется нравственная сущность того или иного народа.

Поляне считались мирными людьми, которые почитали церемонию бракосочетания как священную, а мирную жизнь и взаимопонимание в семье – непреложным условием для будущей совместной жизни. Свадеб в то время не праздновали так, как сейчас празднуем мы. Невесту просто приводили в дом её будущего жениха.

У древлян же каких-то определенных моральных устоев не было, поэтому в этом народе было принято воровать невест. Вот только сложно утверждать, было ли это спонтанным решением или же между будущим мужем и женой были какие-то определенные договоренности.

Вятичи, северяне и радимичи, как правило, жили в лесах. Браков они обычно никаких не заключали, но зато они устраивали специальные представления и игрища, на которых представители нескольких поселений (мужчины) похищали для себя будущих жен. Тут также не исключено, что пары заранее договаривались о том, кто с кем будет. К тому же в этих народах было принято многоженство.

В основном все языческие свадебные традиции и свадебные обряды можно разделить условно на два типа:

  1. «ведение» жен, когда вслед жениху да и самой невесте несли приданное, что чем-то даже напоминает традиционный славянский брак;
  2. «похищение» невесты, грубый вариант, конечно, но он до сих пор популярен у многих народов даже сегодня.

С развитием общества развивалась и расширялась новыми традициями и свадебная церемония славян. По истечению определенного промежутка времени она приобретала определенный смысл и порядок. Также, начали появляться новые божества, а самым веселым и добрым из них был Ладо – бог благополучия и любви. Славяне поклонялись ему и в его день заключались чаще всего брачные союзы. Сегодня же таким днем можно считать день святого Валентина, когда все пары стремятся заключить брак именно в эту дату.

Брак на Руси во время христианства

Киевская Русь приняла христианство в конце IX века в 988 году. Новые свадебные христианские традиции входили в жизнь простого народа с большим трудом. Одно из самых главных нововведений – освещение брака в церкви. Правда, привить эту традицию славянам православной церкви до конца не удалось, и поэтому это правило не было обязательным, а каждый народ продолжал отмечать свадьбу как мог.

Многие свадебные обычаи и традиции были заимствованы из других народов. Так, к примеру, из Греции мы позаимствовали обряд обмена кольцами, а также фата (покрывало) на голову невесты, венки, свадебные свечи, и в конце ритуал соединения рук новобрачных.

Античных жениха и невесту было принято осыпать зерном, деньгами и хмелем, а наш русский каравай лишь переделанная древнеримская традиция.

Интересный факт: любовь и свадьба между собой никак не пересекались. Как считают социологи, брак по любви и взаимному согласию стал возможен лишь в начале XX века, когда женщины получили некоторые права. В древние времена же играли свадьбу не юноша и молодая девушка, а их семьи, которые хотели породниться ради взаимной выгоды. Так было заведено как у крестьян, так и у знати.

Время для свадьбы напрямую зависело от работ на поле или в хозяйстве, а помимо этого появились ещё и церковные запреты. Например, во время поста жениться было запрещено, также и накануне великих христианских праздников, во время Масленицы и Пасхальной недели, накануне пятницы или же среды, и, конечно же, в мае, так как в народе даже ходило поверье, что те, кто женится в мае, будет «всю жизнь маяться».

Жениться девушкам приходилось в возрасте 12-13 лет, но уже к этому времени они были полностью подготовленными хозяйками и знали все свадебные обычаи. Даже приданное уже было кое-какое накоплено для свадьбы. Самое главное для молодой невесты – суметь вышить своими руками подарок для своего будущего супруга, всем гостям и его семейству.

Древние народные свадебные обряды и традиции русские

Впервые друг с другом молодожены знакомились во время собственного венчания. Очень редко им везло, поэтому не случайно, что у славянок было столько «плачей». Народные свадебные обряды и традиции у славян состояли из нескольких этапов:

  • Сватовство;
  • Смотрины»
  • Рукобитье (сговор) – определение и назначение даты свадебной церемонии, подсчет расходов и т.д.;
  • Вытие – плач молодой невесты в доме родителей по поводу будущего расставания и грядущих перемен. На этом этапе мать расплетала косу своей дочери;
  • Девичник – невеста все также продолжает плакать, подружки помогают ей доделать подарок жениху и его семье, а после девушку моют в бане;
  • Выкуп невесты;
  • Венчание;
  • Свадебное застолье.

В Древней Руси каждому свадебному этапу соответствовал ряд традиций, которые выполняли определенные люди. Так, например, сваха должна была снять с невесты девичий венок, закрутить волосы и надеть на её голову уже кику (женский головной убор). Поверх которого надевали ещё и покрывало. Когда отец отдавал свою дочь мужу, он слегка бил её плеткой, чтобы мужа слушалась, а после передавал эту плетку её будущему супругу.

Свадебный пир был испытанием не только для гостей и их желудков, но и для самих молодых. Длился он, как правило, целых три дня. За столом для молодых места не было, поэтому они сначала принимали поздравления от всех своих родичей, а после отправлялись в специально устроенное для них свадебное ложе в сеннике с оберегами и символами.

На второй день свадьбы молодоженов уже садили за стол, а после застолья их вели в баню, сваха показывала всем желающим рубаху невесты, на которой должна была быть кровь в качестве подтверждения её невинности. На третий день свадьбы молодая новоиспеченная жена демонстрировала всем желающим свои хозяйственные навыки, а гости лишь изредка ей помогали.

Свадебные обряды и традиции России сегодня

В современной свадьбе соединились не только традиции славян, но и обряды современные, связанные с реалиями и возможностями нашего времени, а также красочные свадебные обряды других стран. Традиционные моменты современной русской свадьбы:

  • Сватовство;
  • Выкуп невесты;
  • Регистрация брака в ЗАГСе;
  • Венчание в церкви (по желанию молодых);
  • Поездка или прогулка по красочным местам города с фотографом;
  • Свадебный банкет с содержанием некоторых традиций (снимание фаты и надевание платка на голову, танец молодой жены и незамужних девушек, бросание свадебного букета и т.д.).

Особое значение у выкупа невесты, так как именно эта традиция, в основном, задает ритм всему празднику, так как он должен быть интересным, веселым и запоминающимся. В зависимости от фантазии организатора, его проводят в самых различных стилях: романтическом, пиратском, сказочном и т.д.

Свадьба – это одно из событий в нашей жизни, которое навечно остается в памяти молодых, а вот традиции в древности были направлены на охрану будущей семьи от различных бед и дурного сглаза.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 224986

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Девственность: правда и мифы

А вот целомудрие не всегда было обязательным условием. До крещения Руси внебрачный ребенок невесты вообще считался своеобразным «бонусом»: значит, здорова, сможет родить детей мужу.

С приходом христианства отношение к этому вопросу поменялось. Считалось, что невесте должно быть девственной. Но нельзя сказать, что это правило было слишком строгим, особенно в глубинке. Каверзные шутки про сеновал придумала не современная молодежь, верно? Но репутация гулящей особы, которая сходилась с множеством мужчин, однозначно ставила крест на мечтах о семейной жизни.

Неоднозначным было отношение ко вдовам. Разумеется, женщину, которая уже была замужем, девственницей никто не считал, но и в число передовых невест она вряд ли могла войти. При наличии хорошего приданого вдову могли сосватать и за видного жениха. Но обычно такая женщина если и выходила замуж повторно, то за вдовца, солдата с увечьем или мужчину в возрасте.

Потенциал вредоносной атаки весьма высок: в антивирусе Windows нашли уязвимость

Обувь для тренировок: идем на примерку вечером и еще советы по выбору

В центре Лондона появится необычный панорамный холм высотой 25 метров

В здоровом теле

В экранизациях сказок и исторических романов мы часто видим хрупких красавиц. Это не имеет никакого отношения к тому, какой представлялась идеальная невеста на Руси.

У худой девушки были все шансы засидеться в девках. Во-первых, излишняя худоба считалась признаком болезни, например чахотки.

Во-вторых, при том уровне развития медицины в целом и родовспоможения в частности был велик риск погибнуть в родах или произвести на свет мертвого ребенка.

В-третьих, как банально бы это ни звучало, но на Руси девицы не только пряли под окном и вышивали рушники, но и работали. Для представительницы рабочего сословия изящная комплекция была настоящим крахом. Худую девушку воспринимали как плохую, слабосильную работницу, от которой в хозяйстве не будет проку. И не стоит думать, что дочерей нарочитых бояр это не касалось: на плечи богатой женщины тоже ложилось огромное количество обязанностей.

Быть для мужа вдохновителем и музой. Секрет счастливого брата Алферовой

Совсем не то. Статистика показала, чего хотят мужчины на 23 февраля

«Мне уже все равно»: чемпион мира по биатлону сдался в середине гонки

Ну и в-четвертых, худая девушка производила впечатление недокормленной, нищей. Это было позором и для отца, и для мужа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: