Население Дагестанской республики многонационально. Веками на небольшом участке суши, включающем побережье Каспийского моря, предгорья и величественные хребты Большого Кавказа, селились представители самых разных народов. Жили на удивление дружно, воспринимая культуру и традиции друг друга, создавая смешанные семьи. Даргинцы — одна из самых многочисленных этнических групп этой страны. Даргинская свадьба впитала в себя все богатство национальных традиций и верований, начиная от почтительного уважения к старшим и гостям, и заканчивая бережно хранимыми семейными ценностями.
Старинный уклад жизни даргинцев
Для даргинцев род, семья значили и значат очень много. Оказаться никому не нужным изгнанником было одним из самых страшных наказаний. С молоком матери даргинцы впитывали уважение к народным обычаям-адатам, и почтение к старшим. Сохранение семейных традиций было делом чести.
Прежде, чем жениться, молодой человек должен был доказать, что он достоин уважения и сумеет содержать свою семью. Обязательным было наличие собственного жилья. Родители старались сговаривать детей с рождения, чтобы составленная партия была близка по общественному положению. Если предварительного сговора не было, молодой мужчина мог сам выбрать себе девушку из тех, что свободны. Однако, выбор был ограничен: мезальянс не приветствовался, старшие родичи могли довольно жестко воспротивиться. Также, согласия могли не дать родители невесты.
Сговор и сватовство
Определившись с избранницей, семья молодого парня начинала готовиться к сватовству. Выбирались люди с чувством юмора, и хорошо подвешенным языком – ведь родителей невесты предстояло «уболтать». С порога, конечно же, никто серьезных речей не вел, сначала соблюдался определенный этикет, со взаимным уважением и пространными речами.
Для родственников девушки не было секретом, зачем к ним заявилась дружная компания, но – делалось все, чтобы уважить дорогих гостей. Гости нахваливали удачливого молодого охотника, а родители невесты постепенно поддавались на уговоры. При согласии, жених должен был отправить девушке дорогое украшение. Помолвка считалась заключенной, и парень с девушкой могли видеться, в присутствии родичей.
Подготовительный период
О порядке проведения торжеств договаривались заранее. Старшие представители обоих родов собирались и обговаривали все детали, размер приданого и выкупа за девушку, где и как будет проводиться застолье.
Свадьбы в Дагестане было принято проводить с размахом. Звали и близких, и дальних родственников, соседей и знакомых. Любой человек в этот день мог прийти и поздравить молодых, посидеть за столом. В наши дни большие свадьбы, к сожалению, постепенно уходят в прошлое. Праздновать предпочитают в ресторанах, приглашая самых близких людей.
Девичье прощание
Чтобы проститься с юностью, девушка устраивала для всех своих подруг и родственниц «женский день». Это был чисто девичий, женский праздник. Дамы и девицы приходили и приезжали с подарками для молодой, которые после входили в ее приданое: одеждой, постельным бельем, тканями, кухонной утварью. Сутки на женской половине гудел девичник. Пели песни, угощались, наставляли девушку, как правильно вести хозяйство, и давали мудрые советы.
ТРАДИЦИИ ГОРНОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СВАДЬБЫ
Местные жители говорят, что традиции уходят и сейчас принято отмечать свадьбу в городе. Приглашают по несколько сотен гостей и гуляют на всю катушку. И даже если свадьбу отмечают в селе, уже не стараются выполнять все правила так, как это было раньше, ещё до того как появились автомобили и электричество. Но где-то сошлись звёзды, да так, что во время моего путешествия по горам, тут играли свадьбу именно так, как это было раньше. Поэтому, вместо заслуженного отдыха в Махачкале, последние два дня я провёл в горном селе Балхар. Мне всё понравилось, но я бы добавил количество факелов, пока шёл за процессией по узким улочкам между домов, чуть не переломал ноги об камни, которых там наверно специально накидали, что бы такие как я не ходили.
Раньше гуляли свадьбы три дня, где-то до сих пор отмечают по полной программе, начиная дегустировать коньячок ещё с утра, а кто-то сокращает до двух. Не суть. Я приехал на самые интересные события, которые начинаются как раз ближе к вечеру. В селе есть шикарная поляна на самом верху села. Лучшего места для празднования не придумать, вокруг шикарные виды на луга, на горы и небо. Я бы тут тоже отметил свою свадьбу.
По соседству с нами.
Вереница женщин несёт приданное для невесты (в дом жениха). Теперь зачастую приданное перевозят на машинах, но это выглядит не так красиво и эстетично.
Несут всякие ковры, одеяла, кувшины, ларцы, короче всё, что может пригодится в хозяйстве. Разумеется, есть и украшения и деньги.
Всё принесённое складывают в комнате молодожёнов. И теперь все ждут, когда начнётся самое главное. А самое главное — это шествие по ночному селу с факелами (не потому что надо осветить дорогу, а потому что так раньше делали) от дома жениха к невесте.
Нам пришлось ждать часа два. Что бы как то убить время, все собрались на заднем дворе, и под музыку приехавших музыкантов начались танцы.
Но вот факелоносцы начали суетиться, значит скоро состоится парад. Из дома вынесли несколько факелов. Факел, это консервная банка, внутри которой кизяк (все знают, что такое кизяк?) обильно политый керосином. Всё это поджигают и вуаля, можно начинать!
Стараясь не упасть, я увязался за толпой радостных мужиков, с криками и свистом сопровождавших жениха. Глядя на церемонию, меня не покидало ощущение, что я очутился в средневековье. Всем, кто хочет испытать подобное, рекомендую посетить эти земли, пока ещё живы такие традиции.
Вот показался дом невесты. Слава богу, пройти по тёмным улицам надо было немного.
Нас встречали как героев. Возле входа в дом собралась наверно вся деревня, не протолкнуться.
Дальше всё просто, мальчики направо, девочки налево. Девочки собираются в комнате, где сидит невеста, а парни за стол. Из за стола то и дело раскатывались возгласы и произносились тосты, но самое интересное происходило у девчонок. Наряжали невесту.
В итоге невесту покрывают с головой и теперь она будет передвигаться только при помощи двух подруг, которые с ней всегда рядом.
В комнату принесли специальную лампу, это для подруг невесты, чтобы освещать путь.
А внизу, во дворе дома дым коромыслом.
Все ждут когда же начнётся шествие. И как обычно, ожидание затягивается. Не знаю, может так и надо, но в общем, невеста не спешит.
Дождались, девушки наконец то вышли. Сзади кто то начал кидать конфеты и внизу у процессии случилась ещё одна давка, теперь уже из пацанов, собирающих конфеты. В этот момент со стороны улицы я увидел сильные отсветы, сперва подумал что у соседей начался пожар, но нет. Это стали разводить костры.
Костры разводят жители домов, мимо которых проходит невеста. И разводят, если у них хорошие отношения с домом жениха и невестки, и огонь означает пожелание благополучия. Это я вкратце описываю суть. Если же костёр не разводится, это значит что между домами/семьями существуют серьёзные разногласия.
За невестой образовалась огромная толпа. Давка такая, что я не рискнул оказаться в самой гуще, ребята толкали друг друга, и это наверно тоже часть ритуала.
Процессия добралась до дома жениха, куда ввели невесту. Там она должна пройти ещё одно испытание, вкатить в комнату хлеб. Я не стал пробиваться туда и снимать этот процесс.
На следующий день, после долгой и бурной ночи, жители собираются вновь. Часа в два, не раньше. К поляне потихоньку стекается народ, а из дома невесты и жениха течёт вереница родственников с едой и выпивкой.
Снова вперёд выходят бабки и одна с бубном. Они поют и ведут на люди невесту. Она в новом наряде, но с ней по прежнему её лучшие подруги.
На поляне собирается наверно вся деревня. За всё время, пока народ веселится, танцует и произносит тосты, невеста танцует три танца.
Остальное время, безостановочно играет музыка и кто-то в центре круга.
Даргинские свадебные торжества
Гулять начинали за день до церемонии венчания. Праздновали в доме родителей девушки, к вечеру перемещаясь в дом родителей жениха.
В день, выбранный для бракосочетания, жених и его родня приходили к дому невесты с песнями и танцами, сопровождая шествие всевозможными шумовыми эффектами. Несли или везли подарки, которые предназначались родичам девушки и ей самой. Без небольшого выкупа гостей на порог не пускали.
Жених обязательно должен был принести свадебный наряд для невесты, обувь и украшения, его в ответ одаривали подарками. Девушку одевали в отдельном помещении, при этом пели прощальные песни. Далее все отправлялись в мечеть, совершать таинство бракосочетания. Затем молодые должны были посетить дома родителей, выказать им свое почтение.
Праздновали за отдельными столами — для мужской и женской половины. Вместе дозволялось только танцевать.
Свадьбы игрались несколько дней, целыми селеньями. Столы накрывали, как правило, на улице, под навесами или тканевыми шатрами.
После венчания девушка вступала под кров родителей жениха. Свекровь обязательно угощала ее медом – чтобы жизнь семейная была сладкой и благополучной. Девушка оставалась на женской половине, а гости продолжали праздник. Вечером к ней приходил супруг, совершая таинство первой брачной ночи.
Утром, когда подтверждалась невинность молодой супруги, ее наряжали в лучшие одежды. Она должна была принести воду из источника и напоить новых родичей.
Интересные обычаи даргинцев
- При заключении помолвки родичи и друзья жениха должны были одарить невесту подарками. А вот родители невесты ни подарков, ни выкупа за невесту не принимали: показывали, что не желают отдавать кровиночку чужим людям.
- Под кров мужа юная жена вступала с покрытой головой. Мужчины рода совершали жертвоприношение – резали барана, чтобы отогнать несчастья.
- Чем дороже подарок для молодой жены, тем счастливее она будет в браке.
- Количество гостей считалось напрямую связанным с будущим благополучием новой семьи.
- Если юная невеста выходила танцевать, ее должны были осыпать золотом присутствующие мужчины. Это считалось пожеланием благополучия для супругов.
Даргинская свадьба до сих пор удивляет своим национальным колоритом и истинно восточной щедростью и гостеприимством. Несмотря на многие изменения, которые вносит современная жизнь, даргинцы считают своим долгом и честью бережно хранить традиции предков и следовать их мудрым советам.
Свадебный обряд – «Даргинская свадьба»
— Дагестан – уникальный регион, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор – неотъемлемая часть народной культуры.
Созданные народными массами обрядовые песни не только исполняются во время проведения тех или иных обрядов, но и выносятся на клубную сцену художественной самодеятельностью различных сел, районов, городов.
— Возникли обряды в глубокой древности вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры. Обряд – это особый способ передачи новым поколениям свода определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств
— Свадьбы. Нашу жизнь невозможно представить без них. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. В Дагестане у каждого народа, да и в каждом ауле, есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены множеством ритуалов, забав, идейным содержанием. Свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение фольклорных знаний, социального опыта, нравственных норм и культурных традиций.
— А традиция — это то, чем жив и силён народ, что впитывается с молоком матери и поддерживается многовековым жизненным укладом общества, семьи, что определяет нашу жизнь на годы и десятилетия вперед, что позволяет видеть перед внутренним взором нравственные ориентиры, черпать в них духовную силу.
— Одной из множества традиций, значимых в нашей жизни, является свадебная традиция. В Дагестане — самом многонациональном регионе России — свадебные традиции сложились много веков назад, под влиянием тяжелой и трудной жизни в горах, у моря, на равнине и в степях.
— Итак, дорогие гости, дорогие учащиеся сегодня мы хотим показать вам постановку обряда Даргинской свадьбы – этими словами открыла мероприятие директор Центра традиционной культуры – Вагабова Б.Г.
Участвовали в обряде: Председатель Дагестанского республиканского отделения и член Координационного Совета Межрегиональной Молодежной Общественной Организации «Дом Мира», директор КИДа при МБО ДО ДДТ – Мусанабиева О.А., Заведующая филиалом №4 ЦБС – Раджабова П.Ш., преподаватель объединения «Чирахъ» при МБО ДО ДДТ – Рамазанова А.А., Заведующая технологическим отделением Колледжа Машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе — Магомедова А,З., преподаватель Колледжа Машиностроения и сервиса им. С.Орджоникидзе – Куяева С.А., музыканты: знаменитый зурнач, музыкант – Дибиров С. Ш. и барабанщик – Магомедов А.М., а также студенты Колледжа Машиностроения и сервиса.
Обряд проходил в старинных национальных даргинских костюмах, старинной утварью, национальной даргинской кухней, а также в сопровождении национальной музыкой (зурна, барабан, аккордеон).
Свадебный картеж останавливался, начинались танцы, шуточные конкурсы. На голову невесты посыпались орехи с рисом и конфеты. Обменивались подарками, тем, кто принес подарок невесте — дарили дорогие красивые платки взамен. Танец невесты сопровождался денежным «дождем», также обряд сопровождался песнями, танцами и тостами. Завершился обряд выводом невесты в дом жениха и перед выходом невесты мать, дает наставления и медом намазывает губы дочери, чтоб жизнь ее семейная была сладкой как мед.
Мероприятие прошло на высоком организационном уровне.